Формы и виды консультативной помощи, теории, модели

Статьи по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Формы и виды консультативной помощи, теории, модели

Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм:

- по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование;

- по критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми. Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи);

- по критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента – «кризисное консультирование» либо стимулом для роста и развития клиента – «развивающее консультирование».

Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше, прогнозируя какую-либо проблемную ситуацию, пресечь ее в ноуменальном аспекте.

Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.

Как указывается в специальной литературе, существует от двухсот до четырехсот подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:

- гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму);

- экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия;

- психоанализ;

- поведенческий подход;

- когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование;

- аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика;

- эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.

Некоторые авторы считают, что с методологической точки зрения следует выделять три базовых подхода – психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем.

В последние годы получили также распространение такие подходы, как гипноз по М.Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др. Данные теории основаны по большей степени на астрологических, магических и оккультных теориях, прибегающих к помощи аффективно-бессознательных психических процессов и стремлении установления гармоничных отношений с акцентом на подчинения сознания именно этим бессознательным импульсам, что приносит временное облегчение и снятие стрессовых состояний клиента.

Похожие публикации:

Виды имиджа
В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: – функциональный; – контекстный; – сопоставительный. При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа: – зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о се ...

Стиль руководства
Термин "стиль руководства" большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки "развести" по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как "руководство", "управлени ...

Интеллектуальные чувства
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познани ...