Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм:
- по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование;
- по критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми. Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи);
- по критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.
Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента – «кризисное консультирование» либо стимулом для роста и развития клиента – «развивающее консультирование».
Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше, прогнозируя какую-либо проблемную ситуацию, пресечь ее в ноуменальном аспекте.
Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.
Как указывается в специальной литературе, существует от двухсот до четырехсот подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:
- гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму);
- экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия;
- психоанализ;
- поведенческий подход;
- когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование;
- аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика;
- эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.
Некоторые авторы считают, что с методологической точки зрения следует выделять три базовых подхода – психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем.
В последние годы получили также распространение такие подходы, как гипноз по М.Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др. Данные теории основаны по большей степени на астрологических, магических и оккультных теориях, прибегающих к помощи аффективно-бессознательных психических процессов и стремлении установления гармоничных отношений с акцентом на подчинения сознания именно этим бессознательным импульсам, что приносит временное облегчение и снятие стрессовых состояний клиента.
Похожие публикации:
Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Известны различ ...
Общие этические принципы и характер делового
общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководител ...
Речевой онтогенез и развитие речи в норме
Совершенно очевидно, что только человеческое общество делает ребёнка говорящим — ни одно животное не заговорит, в каких бы условиях его ни воспитывали. При этом, несмотря на определённую ограниченность умственных способностей ребёнка, он ...
Навигация