Личностная адаптация

Страница 1

Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношения активности и адаптированности для всей целостной картины преодоления жизненных трудностей, решения встающих проблем. И для внутренних адаптивных изменений и для внешней активности (преобразования в окружающей среде) необходима энергия. С различной степенью осознанности индивид вынужден разделять имеющийся энергетический ресурс. Такое разделение может быть сбалансированным или с доминированием одного из направлений расходования энергии – на преобразование среды или приспособления к ней. Динамика адаптивных реакций при длительном напряжении включает 4 основные стадии (Шафранская, 1983):

1. – деструктивной реактивности, которая характеризуется рассогласованием функций и процессов из-за гипер-, гипо-эффектов физиологических, когнитивных, регуляторных параметров.

2. – стабилизации, которая характеризуется устойчивой структурой взаимосвязанных показателей, обеспечивающих оптимально адекватные энергозатраты организма, а также устойчивостью выполняемой деятельности и однообразием модальности эмоционального состояния.

3. – функциональной агрессии, происходит перестройка взаимосвязей показателей при возрастании одних и снижении других, увеличении числа стереотипных форм поведения и нарастании отрицательного эмоционального состояния.

4. – актуализации резервов, возможна вследствие повышения мотивационных и волевых компонентов деятельности, которые приводят к коррекции ранее сформированных свойств личности или выработке новых.

Первые три стадии – преходящие, они проходят спонтанно, с изменениями психического состояния, четвертая – «необратимая», т.к. затрагивает структуру свойств личности, опосредствуя взаимодействие психических процессов и свойств личности. В зависимости оп психологической специфики ситуации, её продолжительности и индивидуально-типических особенностей субъекта меняется длительность выделенных стадий и их сменяемость.

Изменения во время адаптивных перестроек в наибольшей степени зависят от степени адекватности личностной мобилизации. Уровень мобилизации во многом определяет протекание адаптационных процессов и успешность преодоления трудностей.

При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной деятельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), гипостения. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от гиперстенических состояний к гипостеническим. (Александровский, 1992).

В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических и предневротических расстройств достаточно известна. Кухтомский Н.А. (1989) сравнивал особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных неврозами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у больных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Автор предположил, что несоразмерность несоразмерность когнитивного и эмоционального компонентов является одной из причин того, что мотивация избегания неудач – ведущая при неврозах – не приводит к реальному избежанию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здоровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, т.к. эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели, несмотря на неудачи.

Большое значение имеет акцент на внешнюю активность (экстраактивность) или адаптивность. Экстраактивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюса одной шкалы. Речь не идет об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязвимым для воздействия среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы. Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, поскольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и в другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Особенности словесно-логического мышления детей с заиканием.
По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с заиканием наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несуще ...

Физическая готовность к школьному обучению
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношени ...

Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы. Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Об ...