Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике

Статьи по психологии » Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях » Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике

Систематизированное изложение концепции А. Адлера представлено в книге Е.В. Сидоренко "Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру" (2000). Автор анализирует психотерапевтические возможности метода анализа первых воспоминаний, предлагает собственную схему их анализа. Она считает, что в анализе личности самое раннее воспоминание занимает исключительное положение по двум причинам:

1. "В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения", " .это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются";

2. "Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает . Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживаемым им тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя" (Сидоренко Е.В., 2000). Е.В. Сидоренко предлагает использовать метод ранних воспоминаний для исследования и реориентации жизненного стиля в психотерапевтической работе со взрослой группой (Сидоренко Е.В., 2000). Участникам группы предлагается, вернувшись с первого дня тренинга домой, записать свои ранние воспоминания.

На следующий день планируется сессия ранних воспоминаний. Работа начинается с того, что все участники круга читают вслух свое раннее воспоминание (никакое принуждение недопустимо, каждый может отказаться). После того как все желающие высказались, выбирается одно, наиболее заинтересовавшее всех, воспоминание. Участник, чье воспоминание было выбрано, еще раз читает его вслух, а все остальные дословно его записывают. Далее проводится качественный анализ раннего воспоминания по стандартной проадлеровской схеме:

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез. присутствующие в воспоминании люди, тип события, способ восприятия ситуации субъектом, Участники работают в группах по три человека и особую группу составляют ведущий тренинга и выбранный участник. После анализа содержательных категорий, необходимо перейти к следующему этапу.

2. Инсайт. Перечитывая полученные данные о содержании своего воспоминания, участник постепенно выстраивает пробные гипотезы по поводу своего жизненного стиля. Затем ведущий тренинга и основной участник возвращаются в круг. Каждая из подгрупп предлагает свои пробные гипотезы по содержанию предложенного воспоминания. Основываясь на получивших подтверждение "героя" тренинга аспектах пробных гипотез, каждая из подгрупп должна составить формулу жизненного стиля данного участника.

3. Реориентация. Фаза реориентации - это фаза решающего психотерапевтического шага, момент преобразования. В соответствии с идеологией А.Адлера, изменение представления о жизни и своем месте в ней неизбежно должно повлечь за собой изменения в стиле поведения (A.Adler, 1932).

Формулы жизненного стиля, которые предлагают подгруппы максимально расширяют поле поиска реориентирующих гипотез для "героя" тренинга. Итак, метод анализа ранних воспоминаний в группах тренинга для взрослых - это фактически групповая психотерапевтическая работа с индивидуальной проблемой одного из участников. Такие сессии анализа могут нести в себе мощный заряд психологической поддержки, но вместе с тем некоторые аспекты воспоминания остаются за кадром рассмотрения в силу того, что их слишком мучительно выносить на групповое обсуждение.

Похожие публикации:

Конфликт как социальное явление
Социальные конфликты - активно развивающаяся область знания. Ее истоки восходят к работам К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В настоящее время взгляды на природу и формы конфликтов настолько многообразны, что возникли целые школы и напра ...

Взаимосвязь личностных интересов убеждаемого и результата убеждения
Открытые вопросы можно подразделить на «вопросы к желаниям» и «вопросы к проблемам». Первые нацелены на актуализацию того, что хочет человек, вторые направляют его в проблемную область, которую необходимо разрешить, чтобы удовлетворить же ...

Знакомство с новым коллективом
Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологическо ...