Ведущий канал восприятия: понятие, виды

Страница 1

По Андриенко Е.В. межличностное восприятие- процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками. Сущность восприятия заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. [3; 203]

Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выходе - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному. [7; 57]

Ведущий канал – это канал, которым человек лучше всего воспринимает информацию из окружающего мира. Отбор информации происходит по средствам следующих каналов: визуального канала, аудиального канала и кинестетического канала.

Визуальный – внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс зрительных образов.

Аудиальный - внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс звуков.

Кинестетический - внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс ощущений (вкусовых, осязательных, обонятельных и т.д.).

Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности. Самой скоростной является визуальная, а аудиальная менее быстрая. Кинестетическая является самой медленной. [10; 21] Например, в школе учат запоминать алфавит аудиально. А эта система вроде магнитофона – для того чтобы добраться до какой-то информации, нужно прослушать в голове весь кусок, который находится до нее. Естественно, обычно люди умеют сокращать время прокрутки – увеличивают скорость прослушивания (правда сильно ускорить не удается – может потеряться содержание), или разбивают на части. Так, скорее всего, большинство из нас начнут проговаривать алфавит не с «А», а откуда-нибудь с середины – например с «И» или «Ж». Именно поэтому, когда деловой собеседник у которого аудиальный канал, что-то вспоминает, нужно дать ему время прокрутить “пленку” в голове.

Три канала восприятия называются еще модальностями (модальность от лат. modus — способ, качественная характеристика ощущений). А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений. Мозг обычно пользуется для определения всего одной характеристикой, чтобы не усложнять процесс. Все остальное просто прилагается. Критическая субмодальность – это наиболее важный параметр. Если изменяется он, то меняется все. На практике это обозначает, что после изменения критической субмодальности автоматически меняются все остальные. [10; 21]

В зависимости от преобладания работы какого-либо из этих каналов получатели информации делятся на три группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы. Ведущий их анализатор для получения информации – зрительный. Для наилучшего восприятия материала и последующего его воспроизведения им нужны зрительные образы. Визуалы обычно смотрят в глаза и требуют этого от собеседника. Их принцип: «он меня не слушает, потому что не смотрит на меня». Ему необходимо видеть собеседника, поэтому он обычно стремится к такой дистанции между собой и другим человеком, которая позволяет ему видеть того человека хорошо. Люди такого типа наиболее часто обращают, прежде всего, внимание на прическу (прическа может существенно изменить внешность), затем внимание переходит на глаза человека (глаза отражают характер человека, они могут быть злыми, добрыми, хитрыми, простодушными, холодными, искренними). Глаза сообщают о намереньях, и могут, как расположить, так и отвергнуть человека. Выражение лица играет также значительную роль при общении людей. Так, например если при первом знакомстве девушка искренне и радушно улыбаетесь своему новому знакомому, то естественно он воспримет ее как друга, и будет положительно расположен к вам. Человек с таким типом обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова высоко поднята, а лицо бледнее обычного. Примеры формулировок фраз визуала следующие: «Это прекрасно выглядит!», «Какое голубое небо!», «А если посмотреть с другой стороны» и т.д.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества. ...

Вывод
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повыш ...

Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта
Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался ...