Субкультуры в большей или меньшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом, субкультуры могут формировать смешанную систему ценностей, отличную от культуры отцов и доминантной культуры, выступать в роли продолжателя одной из них либо находиться в оппозиции к ним.
Условием возникновения субкультур является также существование определенных систем ценностей, поведения, отличных от признанной системы норм.
Современное общество состоит из множества социальных групп, имеющих определенные культурные различия. Из-за культурных отличий люди могут придерживаться, по меньшей мере, двух систем ценностей. Матца и Сайкс полагают, что наряду с респектабельными ценностями существует система «подпольных» ценностей, которые обычно санкционированы во время досуга и дифференцированы от рабочего времени. В этом случае социальный субъект может придерживаться не только ценностей порядка работы, но и ценностей авантюрных.
Такая дифференциация системы ценностей становиться возможной лишь в современном обществе, характеризуемом возросшей степенью автономизации, индивидуализации и рефлективности культуры.
По мнению Фишера, субкультурилизация является результатом урбанизации. Он считает, что динамическое разнообразие городской популяции ведет к сложной структурной дифференциации, имеющей следствием социальное отчуждение, социальную дезорганизацию, девиантное поведение и аномию.
Современные западные теории молодежной культуры, особенно в Великобритании, подвержены влиянию марксизма, отсюда субкультурный анализ постоянно соседствует с анализом классовой культуры, ее традиций, ценностей. Членство в субкультуре обязательно включает в себя членство в классовой культуре. На первый взгляд, такой подход правомерен, но и результативен. Во всяком случае, нельзя игнорировать огромный пласт структурно-функциональной методологии.
Структурно-функциональный анализ культуры и субкультур связан с принадлежностью к социальному классу, способу производства, а также последующими социальными отношениями. Общество состоит из взаимосвязанных субсистем, и система образования готовит молодых людей к их месту в социально-экономической системе, которая, в свою очередь, сама отражает систему стратификации.
Традиционно различают по классовому признаку два типа молодежных субкультур – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости.
Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и темпорально кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни.
Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны, члены этих субкультур вовлечены в них на протяжении большого промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу. Вместе с тем, несмотря на классовые корни молодежных субкультур, в индивидуальном членстве существуют исключения. [2]
Принадлежность к какой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности, в то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.
На самом деле эти группы охватывают лишь незначительный процент. Остальные подростки держаться мене заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростов заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультуру с размытыми границами.
Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевиденьем, журналами и книгами. Средства массовой информации поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превышают их массовое явление. Но в тоже время СМИ оказывают негативное влияние на социализацию детей и подростков, ведя открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [4]
Похожие публикации:
Личностные конструкты
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологическ ...
Структура личности
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основны ...
Внутренняя организация активности человека
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интересах и ради чего? Активность - в каком направлении? Каким образом, посред ...
Навигация