Мотивы поведения дошкольников

Статьи по психологии » Мотивы поведения дошкольников

Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста.

Данное положение обуславливается многими причинами.

Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.

Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контексте исполняемой им деятельности.

В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.

Кроме того, в дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева [9], завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.

Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.

Проблема развития и формирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многих исследователей.

Так, например, Я.Л. Коломинский [7] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализацией дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направление исследований можно наблюдать и у Л.И. Божович [1], которая проанализировав онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей различного возраста.

А.К.Маркова [11] на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста. Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер [13] указывают на существенные изменение в мотивах поведения старших дошкольников в связи с подготовкой к поступлению в школу.

Однако, не смотря на такое внимание со стороны исследователей, данная проблема требует своего дальнейшего изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе в сфере образования (появление негосударственных учреждений дошкольного образования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростом научно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальной компьютеризации учебного процесса. Не секрет, что в настоящее время игра на компьютере, и все связанное с ней служат серьезным мотивирующим фактором детского поведения.

Похожие публикации:

Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте
Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте п ...

Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Естественно, это относится и к ребенку. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится получать знания. ...