Мотивы поведения дошкольников

Статьи по психологии » Мотивы поведения дошкольников

Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста.

Данное положение обуславливается многими причинами.

Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.

Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контексте исполняемой им деятельности.

В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.

Кроме того, в дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева [9], завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.

Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.

Проблема развития и формирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многих исследователей.

Так, например, Я.Л. Коломинский [7] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализацией дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направление исследований можно наблюдать и у Л.И. Божович [1], которая проанализировав онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей различного возраста.

А.К.Маркова [11] на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста. Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер [13] указывают на существенные изменение в мотивах поведения старших дошкольников в связи с подготовкой к поступлению в школу.

Однако, не смотря на такое внимание со стороны исследователей, данная проблема требует своего дальнейшего изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе в сфере образования (появление негосударственных учреждений дошкольного образования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростом научно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальной компьютеризации учебного процесса. Не секрет, что в настоящее время игра на компьютере, и все связанное с ней служат серьезным мотивирующим фактором детского поведения.

Похожие публикации:

Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора про ...

Этапы развития психологической науки
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период ста ...

Биография Э. Берн
Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде. ...