Формы эмоциональных процессов

Статьи по психологии » Эмоции » Формы эмоциональных процессов

Страница 1

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс [6, с.172].

Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания [10, с. 532].

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений.

Человек вышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчился, что не успел на автобус, в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе, что вызвало недовольство и раздражение, около работы встретил друзей, радостно поприветствовал их, и так на протяжении всего дня. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность.

Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта.

Аффект – это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами [8, с.334]. Аффекты характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений – двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение [8, с. 335].

При сильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективно проанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершает нецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию. Человек краснеет, кричит, размахивает руками, может ударить противника. Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно. Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с ним происходило и, как правило, осуждает себя за невыдержанность, поведенческий и эмоциональный срыв.

Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает.Изучив механизм" следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи [10, с. 533]. Его действие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса. В настоящее время в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, так как однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях [10, с.533].

Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта [10, с.534].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис. 2.Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной п ...

Психоанализ: основные концепции и принципы
Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума[3]. В самом общем смысле психоанализ – это стремление выяви ...

Прикладные аспекты изучения индивидуальных характеристик асимметрии человека
Все более очевидна возможность использования уже накопленных знаний о функциональных асимметриях человека в разных сферах организации общества. Научно-технический прогресс не только облегчает, но и усложняет активную деятельность человек ...