Психология сновидений

Статьи по психологии » Психология сновидений

Люди спят примерно треть своей жизни. Что же такое сон? Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с максимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Услуги по созданию сайта читать дальше.

Психология относит сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.

Сновидения, как психический феномен, являются достаточно слабо изученным объектом. Сложности возникают из-за малодоступности и, порой, невозможности изучения явлений, а также трудностей с постановками опытов, лабораторных исследований, с сильно различающимися мнениями ученых. Последнее возникает из-за многообразия мировоззрений, научных концепций, философий, которых придерживаются разные ученые.

Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные[1] и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом.

Современные научные теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и сознания)! И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений, а равно создание соответствующей модели сознания остаётся открытой.

Научный интерес к сновидениям (историческая справка).

Донаучный период интереса связан с суевериями, приметами, языческими и религиозными культами, верой в духов, божественные откровения и сообщения умерших предков с "того света". Исследования древних цивилизаций (их мифов, культов, легенд) позволяют свести весь коллективный опыт в одну концепцию - в сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в неком нематериальном пространстве. Она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и принимать опыт от умерших предков, героев и духов.

На пике развития мировых религий сновидения стали толковаться в соответствии с религиозным складом того или иного общества. Сменились лишь формы и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр.

Философы эпохи Просвещения в рамках растущего научного материалистического мировоззрения пытались давать сновидениям свою характеристику: Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения; Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающие его желаниям. Впрочем, серия вещих снов подвела его к мысли, что в них спрятана более сокровенная тайна; И. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что сновидения - это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения.

К началу двадцатого века наряду с открытиями в области электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались физиологические модели сновидений. Величайшие открытия И.М. Сеченова и И.П. Павлова в России поставили понимание сновидений на стойкий материалистический фундамент. И хотя такая научная деятельность активизировала множество исследований в области психологии и послужила созданию целых научных направлений, возникла и реализовалась опасность редукционизма[2] - сведения сложной проблемы сознания и психического только к физиологии.

Согласно Павлову, сновидения - это результат возбуждённых очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения. "Сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение нервных следов". Такая теория хоть и дала понимание о связи психического и соматического, но явилась достаточно ограниченной и ущербной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая психику и сознание человека исключительно с материалистической позиции.

Поэтому подлинной революцией в изучении и осознании психического (как многоуровневого конструкта) стало параллельное исследование известного в мире основоположника психоанализа - 3игмунда Фрейда. Он писал: "Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования" (1900г.). С середины двадцатого века сны, наконец, заняли своё достойное и видное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений.

Похожие публикации:

Психологическая коррекция
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов. В этот период пси ...

Психология предварительного следствия
Расследование преступления представляет собой восстановление истинной картины события, имевшего место в прошлом, по имеющимся в настоящем прямым и косвенным признакам (вещественным доказательствам, психологическим следам, свидетельским по ...

Виды и свойства мышления. Интеллект
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какое место в мысли ...