Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств

Статьи по психологии » Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств

Пограничные психические расстройства личности – одна из ключевых проблем на стыке психологии и медицины. Для теории и практики медицины в последние десятилетия характерно повышенное внимание к изучению пограничных психических расстройств, методов их лечения и профилактики, что связано с ростом их во всем мире. По прогнозам ВОЗ, пограничные психические расстройства обнаруживаются у 10% населения развитых стран мира. В основном это объясняется перенапряжением, обусловленным относительным несоответствием темпов научно-технического прогресса (и связанные с ним изменения во всех областях человеческой деятельности) с одной стороны и развитием и совершенствованием адаптации – с другой [3, с. 78].

В качестве непосредственных причин такого перенапряжения можно назвать необходимость освоения новых способов хранения и переработки информации, овладение новой техникой, что требует больших умственных усилий, уменьшение доли физического труда, конфликты производственного семейного характера.

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Среди различных слоев населения пограничные психические расстройства встречаются с различной частотой, к одной из уязвимых групп относятся студенты. Слово «студент» – латинского происхождения и означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями. Характерной чертой нравственного развития в юношеском возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Процесс формирования личности студента осуществляется в онтогенезе под влиянием целого ряда факторов: возрастные особенности, учебные нагрузки, изменение социально–бытовых условий, особенности труда и отдыха, формирование новых межличностных отношений. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [50, c. 84]. Адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Вузовская адаптация – процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание [33, с. 124-128].

Именно этим обстоятельством обусловлены несмолкаемые дискуссии о проблеме пограничных психических расстройств. В последние годы внимание исследователей сосредоточилось на некоторых вопросах, ставших особенно актуальными. Это, прежде всего, особенности и природа пограничных психических расстройств, которые до конца не известны.

Разработанность.

Исследований, посвященных пограничным психическим расстройствам, достаточно много. Среди общего числа работ, преобладают исследования невротических расстройств. Невротическими расстройствами называется группа пограничных состояний, исторически связанных с концепцией невроза. Термин «невроз», принадлежащий шотландскому врачу W. Cullen (1776), был введен в медицинскую практику в XVIII в. Автор подчеркивал функциональную природу невроза и объединял этим понятием широкий круг страданий, зависящих от нарушения деятельности нервной системы и не сопровождающихся органической патологией каких-либо органов. На протяжении столетия врачи широко пользовались этим термином, включая в группу неврозов не только большинство нервных и психических болезней, но и некоторые соматические нарушения без стойких морфологических изменений [49, с. 66].

Большой вклад в изучение пограничных психических расстройств внесли отечественные психиатры В.М.Бехтерев, В.Х.Кандинский, В.А.Гиляровский. Изучению невротических расстройств были посвящены работы Б.Д.Карвасарского, Е.Д.Красика, М.Н.Михайлова, М.В.Мясищева. Исследованием распространенности невротических расстройств занимались такие авторы как А.В.Мурашов, М.В.Коркина. Сложность и полиморфизм клиники, разнообразие неврозов изучали такие выдающиеся отечественные ученые как И.П. Павлов, К.М.Быков, П.К.Анохин [45, с. 89].

Исследованию психопатий были посвящены работы зарубежных авторов: Б.Карпмен, М.Модзли. Зарубежом изучение невротических расстройств были посвящены работы многих известных ученых. Среди них особо выделились исследования З.Фрейда, А.Адлера. З.Фрейд был приверженец психологической концепции невроза.

Термин «психопатии» ввел I. Koch (1891, 1900). В своей классификации пограничных состояний он выделил наряду с другими психическими аномалиями варианты конституциональных психопатий, не претерпевающих на протяжении жизни существенных изменений.

В отечественной психиатрии учение о психопатических личностях получило значительное развитие в 80-х годах XIX в. Фундаментальные исследования истории отечественной психиатрии, проведенные О. В.Кербиковым (1971), показали, что это было обусловлено потребностями судебно-психиатрической экспертизы. На судебных процессах, где в качестве экспертов выступили крупнейшие отечественные психиатры С.С.Корсаков, В.Х.Кандинский, И.М.Балинский, О.А.Чечотт, психическое состояние некоторых обвиняемых определялось как психопатическое. Взгляды В.Х.Кандинского на психопатии впервые изложены в работе «Случай сомнительного душевного состояния перед судом присяжных», опубликованной в 1883 г. и включенной затем в монографию «К вопросу о вменяемости» (1890). Основой психопатий В.Х.Кандинский считал неправильную организацию нервной системы, приводящую к непостоянству, изменчивости, дисгармонии всей душевной жизни. Возникновение психопатий он связывал с наследственной отягощенностью или с влиянием внешних вредностей на ЦНС в ранний постнатальный период [49, с. 68].

Таким образом, в отечественной психиатрии к началу XX в. было сформулировано в общем виде понятие психопатии как врожденной или приобретенной на ранних этапах развития личностной аномалии.

Развитие учения о психопатиях в первой половине XX в. в западной психиатрии, прежде всего связано с именами E.Kraepelin, K.Schneider, E.Kretschmer, D.Henderson, а в отечественной психиатрии с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителей его школы [29, с. 96].

С начала 70-х годов определение «психопатии» в психиатрической литературе постепенно заменяется понятием «расстройства личности». Этот термин точнее отражает сущность имеющихся у пациентов нарушений и лишен социально отрицательного звучания, которое было свойственно представлениям о психопатиях со времени их выделения в отдельную группу психических расстройств.

Клинические границы расстройств личности не совпадают со значительно более широким крутом личностных девиаций, включающих как крайние варианты нормы, так и различные (в том числе процессуально обусловленные) виды патологии личности. Диагноз «расстройство личности» неправомерен, если констатируются лишь отдельные характерологические отклонения, хорошо компенсированные и приводящие к нарушениям поведения лишь в относительно непродолжительные периоды связанных с психическими травмами декомпенсацией. В подобных случаях речь идет об акцентуациях характера (А.Е.Личко, 1985).

Выдающийся отечественный психиатр, основоположник подростковой психиатрии А.Е.Личко описал и проанализировал основные виды психопатических нарушений поведения подростков, им была дана типология акцентуаций характера.

Большое внимание вопросам пограничных психических расстройств уделяется в работах Н.И.Фелинской, Г.К.Ушакова, Ю.А.Александровского, А.А.Меграбяна, А.А.Гройсмана [29, с. 44].

Следует обратить внимание на тот факт, что на рубеже XX века в учении о пограничных психических расстройствах накопился столь обширный клинический материал, что возникла необходимость в разработке единой концепции, позволяющей понять природу этих расстройств. Несостоятельность ряда психологических концепций того времени привела к поискам новых направлений исследования, в частности к объективизации методов изучения нормальной и болезненно измененной психики. В это время и до наших дней развития учения о неврозах определяли следующие учения и концепции: психоанализ З.Фрейда, учение И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, поведенческая психология (бихевиоризм) Дж.Б.Уотсон (США). Больное значение имело также развитие клинической психиатрии благодаря деятельности С.С.Корсакова, С.А.Суханова, П.Б.Ганнушкина, Е.Kraepelin и других видных клиницистов.

Тщательное обсуждение сущности каждого учения и методов исследования может вскрыть сильные и слабые стороны их применительно к познанию природы пограничных психических расстройств и объяснению их механизмов.

В монографии Г.К.Ушакова «Пограничные нервно-психические расстройства» описана разработанная автором систематика пограничных психических расстройств, подробно представлена связь между особенностями преморбида и клиникой пограничных состояний. Прослежены тенденции формирования акцентуированных личностей, психопатий и аномальных развитей. Освящены механизмы возникновения пограничных психических расстройств и факторы, обуславливающие их становление. На основе анализа этих факторов даны практические рекомендации по профилактике пограничных состояний. Дается отграничение различных форм пограничной патологии, их социальное значение и дифференциальная диагностика [45].

В работе Ю.А.Александровского «Пограничные психические расстройства» на основании обобщения многолетних исследований механизмов развития эмоционально-стрессовых реакций и клинических особенностей различных форм и вариантов пограничных психических расстройств приводится систематизированное изложение теоретических, клинико-диагностических, терапевтических и организационных вопросов современной пограничной психиатрии [1].

В пособии А.В.Батаршева «Диагностика пограничных психических расстройств личности» рассматривается состояние проблем пограничных невротических расстройств, расстройств личности и поведения. Приводятся основные психодиагностические методики по определению психических состояний, позволяющих с определенной долей вероятности судить об отграничении норм от патологии. В книге автор придерживается терминологии в соответствии с Международной классификацией болезней [3].

Работа В.М.Блейхера, И.В.Крука «Клиническая патопсихология» посвящена изучению основных принципов, методов и методологических основ патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследования внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных полученных при обследовании больных с различными психическими заболеваниями [6].

Монография А.В. Голенкова «Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии» посвящена распространенности невротических состояний, психопатий и акцентуаций характера у студентов вузов г. Чебоксары. Обсуждаются факторы, способствующие формированию пограничных психических расстройств. Приводятся данные о потреблении студентами психоактивных веществ. Обобщается опыт лечения и профилактики пограничных психических расстройств [13].

В книге «Неврозы» Б.Д.Карвасарский рассматривает соматические расстройства при неврозах, их динамика, дифференциальная диагностика неврозов с психопатиями, невротические и неврозоподобные расстройства. Описаны механизмы действия, прежде всего групповой психотерапии – основного метода лечения неврозов, их вторичная и третичная профилактика [17].

В работе А.Б.Смулевича «Пограничная психическая патология в общемедицинской практике» подробно излагается диагностика, лечение профилактика пограничных психических расстройств. Освещаются вопросы эпидемиологии, клиники, распространения, дифференциальной диагностики, организации помощи при пограничных психических расстройствах и терапии основных ее форм (аффективных, невротических, личностных, психосоматических расстройств, патологических психогенных реакциях) [29].

Представленные в монографии Н.П.Захарова «Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости» высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, позволяют в короткие сроки достигать значительных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости [16].

Но несмотря на работы многих видных психологов по исследованию пограничных психических расстройств, эта проблема не достаточно изучена и остается по прежнему актуальна.

Похожие публикации:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включа ...

Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» Е. Винокуров Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от с ...

Периодизация истории психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII–VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе осно ...