Гендерные различия протекания кризиса середины жизни

Статьи по психологии » Гендерные различия протекания кризиса середины жизни

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризую- щийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил, возникшей на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин.

В акмеологии объектом исследования являются взрослые люди. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин (акме) его зрелости в процессе самоактуализации личности. Акме - феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации человека в гражданской, личностной, межличностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизнедеятельности. [2; 294]

В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги:

· Первый кризис (20 – 22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями; выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

· Кризис 30-ти лет – переход к средней взрослости. Кризис связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.

· Период после 30-ти лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

· Кризис середины жизни, кризис 40-летия – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стало иным. [6; 294-295]

· Кризис зрелости (55 – 65 лет) – найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что еще по-настоящему не усвоены; нужно подготовиться к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других. [2; 320]

Актуальность.

Кризис середины жизни получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. [6; 294-295]

Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. [5; 293]

Каким будет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека. [2; 319]

Похожие публикации:

Роль семьи в инвариантах развития самооценки ребенка
Семья является важной единицей общества, которая формирует структуру личности человека, основы ее Я-концепции. В ней ребенок впервые обнаруживает: любят его, безусловно, или при определенных условиях, сопровождает его успех или нет и т.п. ...

Диспозиционная теория личности
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамичес ...

Роль невербальных средств коммуникации в ПР
ПР – это система сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установления необходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческой деятельности. Ценный навык для любых специалистов маркети ...