Психологические и паралингвистические особенности невербального общения

Статьи по психологии » Невербальные средства выражения как форма межличностного общения » Психологические и паралингвистические особенности невербального общения

Страница 1

Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию.

Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее.

По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям:

* правильность речи – ее соответствие принятым литературно-языковым нормам;

* точность речи – ее соответствие мыслям говорящего;

* ясность речи – ее доступность пониманию слушащего;

* логичность речи – ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления;

* простота речи – ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”;

* богатство речи – разнообразие используемых в ней языковых средств;

* сжатость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

* чистота речи – устранение из нее нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости;

* живость речи – отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность;

* благозвучие речи – ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью достигают те, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, - удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственны обаяние, свободные манеры, красивая речь.

Ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и многообразию художественных приемов. Во многих случаях его можно объяснить индивидуальностью таланта определенной личности. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его приятно.

Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манера, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Основная же особенность заключается в том, что выступающий владеет самым трудным и сложным умением – оставаться незамеченным.

Вот, что пишет английский психолог Н. Коупленд: “Аудитория должна думать о том, что говорят, а не о том, кто говорит. Ей должно казаться, что она слушает свои собственные мысли, а не мысли лектора. Пусть слушатели думают, что в их знаниях заслуга принадлежит только им”.

В речевом общении веским доказательством умения говорящего является рассудительность, в отличие от демагогии, выражаясь словами Н.В. Гоголя “мыслить своим умом”. В наше время – время информативной перегруженности – это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с “чужого голоса”. Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).

В речевом общении эффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации, всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.

По мнению К.С. Станиславского, речь – это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений можно заметить, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, предают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателей.

Следует отметить, что всевозможные “риторические уловки” – это эмоциональные возбудители. С их помощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в слушателях заговаривают эмоции, образуя различные состояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Следует вызвать не просто эмоции, а определенные эмоции. Для этого нужно учитывать психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многое другое.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней п ...

Теоретическое определение технологий убеждения
Общество — это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение. В процессе общения происходит тесная взаим ...

Процесс познания в учении Д. Локка
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде "Опыт о человеческом разуме", где придерживается принципа ...