Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе

Статьи по психологии » Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников » Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе

Страница 7

Анализ литературы показал, что мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств, побуждения детей к активной познавательной деятельности. Как уже отмечалось, управляют мотивами педагоги совместно с их воспитанниками.

Мотивация как процесс изменения состояния и отношения личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ребенка познавать, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования. Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе имеется дело не с одним действующим мотивом, а со многими.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения различают по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.

По уровням эти мотивы подразделяются на:

а) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание, социальная значимость, учение);

б) узкие социальные мотивы (позиционные) – получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд;

в) мотивы социального сотрудничества;

г) широкие познавательные мотивы, которые проявляются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

д) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывание знаний);

е) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждения. Необходимо, чтобы сам ребенок захотел что-то сделать сам и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотиву учения – внутренним побудительным силам.

Психологическая готовность к школе невозможна без мотивационной сферы, которая является составной частью.

Без мотивационной, познавательной и социальной зрелости невозможно успешное обучение в школе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие публикации:

Психологические и социальные последствия зависимого поведения
Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности, интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировке разви ...

Деловое общение и психодиагностика
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, с ...

Выводы
1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе. 2) Становление Я-концепции ...