Анализ литературы показал, что мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств, побуждения детей к активной познавательной деятельности. Как уже отмечалось, управляют мотивами педагоги совместно с их воспитанниками.
Мотивация как процесс изменения состояния и отношения личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ребенка познавать, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования. Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе имеется дело не с одним действующим мотивом, а со многими.
Классификация мотивов, действующих в системе обучения различают по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.
По уровням эти мотивы подразделяются на:
а) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание, социальная значимость, учение);
б) узкие социальные мотивы (позиционные) – получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд;
в) мотивы социального сотрудничества;
г) широкие познавательные мотивы, которые проявляются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;
д) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывание знаний);
е) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждения. Необходимо, чтобы сам ребенок захотел что-то сделать сам и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотиву учения – внутренним побудительным силам.
Психологическая готовность к школе невозможна без мотивационной сферы, которая является составной частью.
Без мотивационной, познавательной и социальной зрелости невозможно успешное обучение в школе.
Похожие публикации:
Психологические и социальные последствия зависимого поведения
Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности, интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировке разви ...
Деловое общение и психодиагностика
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности,
ее реальное состояние и возможности, с ...
Выводы
1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе.
2) Становление Я-концепции ...
Навигация