Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе

Статьи по психологии » Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников » Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе

Страница 7

Анализ литературы показал, что мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств, побуждения детей к активной познавательной деятельности. Как уже отмечалось, управляют мотивами педагоги совместно с их воспитанниками.

Мотивация как процесс изменения состояния и отношения личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ребенка познавать, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования. Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе имеется дело не с одним действующим мотивом, а со многими.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения различают по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.

По уровням эти мотивы подразделяются на:

а) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание, социальная значимость, учение);

б) узкие социальные мотивы (позиционные) – получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд;

в) мотивы социального сотрудничества;

г) широкие познавательные мотивы, которые проявляются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

д) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывание знаний);

е) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждения. Необходимо, чтобы сам ребенок захотел что-то сделать сам и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотиву учения – внутренним побудительным силам.

Психологическая готовность к школе невозможна без мотивационной сферы, которая является составной частью.

Без мотивационной, познавательной и социальной зрелости невозможно успешное обучение в школе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие публикации:

Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Взрослый ...

Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.Х Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации ...

Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими и синтаксическими. Прототаксический опы ...