Заключение

Сложившиеся на протяжении веков, проверенные жизнью и повседневностью, встречающиеся в практике воспитания, содержание воспитательных взаимоотношений определяются факторами, которые основываются на внутренних механизмах и процессах, из которых формируется мотивационные отношения.

Исходя из мотивационных отношений складываются составляющие воспитательного воздействия. Первая из составляющих – это высказывемое или невербально передаваемое указание того к чему и как ребенок должен относится, т.е. самым прямым образом определяется цель воспитания и выражает ее в форме, доступной для ребенка: надо помогать слабым, быть хозяином своего слова, беречь природу и т.п.

Составляющая воспитательных воздействий имеет субъективную и предикативную части, обязательно указывая как на предмет, так и на должное к нему активное отношение к нему. Это естественно, т.к. мотивационные образования в принципе не могут быть охарактеризованы только ссылкой на некоторые предметы, например, религия является мотивом и для верующего и для атеиста. Вторая составляющая воспитательных воздействий, выражающая уже не цель, а основание воспитания то, что по замыслу воспитателя должно аргументировать предписывающую составляющую, подкрепить ее, обеспечить возникновение нового мотивационного отношения. Речь идет обо всех позитивных или негативных последствиях, которые в воспитательном воздействии ставятся в зависимость от того, появится ли у воспитуемого лица мотивационное отношение, указанное в предписывающей части воздействия. Отмечается исключительное разнообразие оснований, используемых в реальной практике воспитания. Оно свидетельствует о том, что для формирования необходимых мотивационных отношений в ход пускается все, могущее служить аргументом и создающее хотя бы незначительную надежду на успех: ссылки на долг, честь, заманчивые и неблагоприятные жизненные перспективы, изменение личных отношений. Используется обобщенный («в жизни будет плохо») и конкретный («мама будет недовольна») аргументы, продуманные («хочу с тобой серьезно поговорить») и ситуативные («видишь, что бывает с непослушными»), извлекаемые из прошлого («тогда не слушал, вот и не получилось») и направленные на будущее («пойдешь в школу, будешь хорошо учиться – сам все поймешь») и т.д.

Возможность использования в воспитательном процессе столь широкого круга аргументов обеспечивается тем, что обе части воспитательного воздействия могут связываться достаточно гибким образом, когда есть возможность, основой для такой связи служат объективные причинно-следственные отношения. В таких случаях человеку могут объясняться отдаленные, скрытые и как предполагается им неосознаваемые или недостаточно осознаваемые последствия его отношений и поступков – их влияния на жизнь.

Похожие публикации:

Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренных по ...

Теория когнитивного диссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же п ...

Роль символов в становлении Я-концепции
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого явл ...