Феномен самоотношения: понятие и структура

Страница 1

Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».

В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, И.И. Чесноковой.

Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка».

Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса. Термин «самооценка», используемый западными учёными, подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Понятие «самооценка» в данном случае расходится с понятием «самопознание».

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается «особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально - ценностного самоотношения» или «общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения».

В отечественной психологии понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития: большинство исследований посвящены частным самооценкам, которые являясь факторами саморегуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковом.

«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассматривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок.

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах приверженцев теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова и теории установки Д.Н.Узнадзе.

Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регуляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы -«образа Я», как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н. Узнадзе. В данной традиции модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н. И. Сарджвеладзе. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности.

Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является категория «самоотношение», разработанная в рамках теории «отношений» А.Ф.Лазурского – В.Н.Мясищева. Самоотношение рассматривается здесь как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.

Самоотношение личности понимается исследователями как сложное когнитивно - аффективное образование. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно -мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Общая характеристика страха как категории педагогики и психологии
Эмоциональное состояние, возникающее в присутствии и предвосхищении, опасного или вредного стимула называется страх. Страх, как отмечает К. К. Платонов, проявляется в двух основных формах - астенической и стенической. Первая проявляется ...

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен
И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще м ...

Цели и задачи консультативной помощи
Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи. Консультирование обязатель ...