Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».
Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, И.И. Чесноковой.
Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».
Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка».
Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса. Термин «самооценка», используемый западными учёными, подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Понятие «самооценка» в данном случае расходится с понятием «самопознание».
В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается «особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально - ценностного самоотношения» или «общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения».
В отечественной психологии понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития: большинство исследований посвящены частным самооценкам, которые являясь факторами саморегуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковом.
«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассматривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок.
В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах приверженцев теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова и теории установки Д.Н.Узнадзе.
Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регуляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы -«образа Я», как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.
Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н. Узнадзе. В данной традиции модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н. И. Сарджвеладзе. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности.
Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является категория «самоотношение», разработанная в рамках теории «отношений» А.Ф.Лазурского – В.Н.Мясищева. Самоотношение рассматривается здесь как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.
Самоотношение личности понимается исследователями как сложное когнитивно - аффективное образование. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно -мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.
Похожие публикации:
Общение как коммуникация
Деловое общение — это прежде всего коммуникация,
т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих воп ...
Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективн ...
Некоторые эффекты и законы памяти
Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем: два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что ...
Навигация