Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации

Статьи по психологии » Предмет курса педагогика и психология высшего образования » Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации

Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций.

4) наличия научной концепции развития высшего образованы широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

Понятие «деятельность» психология заимствовала из философии. Самое широкое философское определение деятельности — это способ существовать для человека и общества в целом. Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека. Субстанциональный характер деятельности делает ее сопоставимой по мощности с самой природой, в том смысле, что в ходе деятельности «субстанциональность природы творчески достраивается до невозможного в самой природе.

Главная характеристика деятельности — ее меткость. Под предметом имеется в виду не просто объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним.

Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Деятельность всегда носит опосредствованный характер, в качестве средств выступают орудия, материальные предметы, знаки. Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. еe результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. п. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Похожие публикации:

Особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем ...

Уровень притязаний как объект психологических исследований
Понятие «уровень притязаний » традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей. Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня при ...

Проблема педагогического мастерства
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента дл ...