Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения

Психология личности » Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения

Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:

1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.

2. Когнитивное общение – обмен знаниями.

3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.

4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.

5. Деятельностное общение – обмен действиями.

Если за критерий берется мотив общения:

1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.

2. Дистальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.

Если за критерий берется средство общения:

1. Непосредственное и Опосредствованное.

2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.

3. Вербальное и невербальное.

Функции общения:

1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.

2. Информационная – обмен информацией.

3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.

4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.

5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.

6. Мотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.

7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.

8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность». (Брушлинский А.В. Мир психол. Доклад). Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид (родовая принадлежность) – это чел как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). В данном случае подчеркивается биол сущность чел. Но иногда это понятие используют для обозначения чел как отдельного представителя чел общности, как соц существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биол сущность чел. Чел как индивид обладает опред св-вами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные св-ва индивида. Первичные св-ва, присущие всем люд: возрастные особ-ти (соответствие опред возрасту), половой диморфизм (принадлежность к опред полу), конституциональные особ-ти (особ-ти сложения тела), нейродинамические св-ва мозга, ф-циональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные св-ва: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потреб-тей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел. Другое понятие, характеризующее чел как объект реального мира, - лич-ть. Также имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект соц отношений и сознательной деятельности Личность – явл-ся рез-том онтогенетич-го раз-я и выступает как высший уровень разв-я индивида. Личность-уровень развития в социальной среде. Личностью чел не рождается, а становится, благодаря этой соц среде. Личность формируется благодаря жизни человека в общ-ве. Поэтому Л может быть только человек, и то достигший опред возраста. В ходе деятельности человек вступает в отн-ния с лр людьми (общест отн-я), и эти отн-я становятся «образующими его личность». Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступает прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. (Леонтьев). Следущее понятие – субъект деятельности. (Рубинштейн, Брушлинский). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение м/ду понятиями индивид и лич-ть. Субъект деятельности соединяет в единое целое биол начало и соц сущность чел. Если бы чел не обладал способ-тью выступать в кач-ве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как соц существо, т.к. его эволюция и соц развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности - всегда направ-ная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на кот обращена активность чел – субъекта воздействия). Главная черта чел, отличающая его от др – это сознание (высшая форма психич отражения, присущая только чел). Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования действительности. Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способ-тью к деятельности. Итак, чел может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как соц существо. Глубинное изменение человека – индивидуальность (по Ананьеву): индивид-ные кач-ва; кач-ва субъекта деятельности; личностные кач-ва (приобретенные). Объединение этих 3 уровней формирует интегральную хар-ку чел, его индивидуальность – это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Проявляется в свойствах темп-та, хар-ра, привычках, установках, идив-ном стиле деятельности и способностях.

Похожие публикации:

Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин
Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенно ...

Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна ...

Типичные признаки депрессий
Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания Наиболее типичные признаки этого расстройства: 1. Эмоциональные проявления · тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние; · трево ...