Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности

Психология личности » Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности

Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать Л предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру Л.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я)- опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отеч. психологии структуру Л описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев. Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности: 1. сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и освоение социальных ролей. Социальная роль – система предписаний, которая отражает ожидаемую форму поведения в той или иной соц. группе. Социальный статус (позиция) – это место человека в системе сложившихся социальных отношений. рождение Л: 1. дошкольный возр-т – начало формир-я иерархии мотивов (подчинение соц нормам); 2. подрост-й воз-т – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Л: 1 .богатсво связей индивида с миром; 2. степень иерар-ти деятельности,их мотивов; 3. общий тип строения Л.

Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформир-ной Л: 1. человека можно считать Л, если в его мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собст-ные непосредст-ные побуждения ради ч-л другого, т е он способен к опосред-му повед-ю. Мотивы, кот преодол-ся непосредств-ным побуждением соц-но значимы, они соц-ны по происхождению и смыслам, т е заданы в обществе и воспитаны в человеке; 2. Способ-ть к сознательному рук-ву сознательным поведением – оно осущ-ся на основе мотивов-целей (сознатель-ное соподчинению мотивов: самопознания, самосознания) Рубинштейн выделял 3-х компонентную структуру Л: 1. направленность Л (что хочет человек) – ведущий компонент Л; 2. З, У, Н (что он может); 3. Индивидуально психологические особенности (что есть он сам). У Платонова добавляется 4 структура: биологически обусловленная (все что врожденно – задатки, морфологические особенности). Направленность – это соц компонент. В работах отеч. психологов понятие Л фиксирует в себе особый способ существования человека, существования его как члена общества, как представителя определенной соц группы, поэтому считается , что сущность Л проявляется в позиции человека, во взаимоотношении его с др людьми, а также раскрывается в его жизненных целях, мотивах и стратегиях поведения.

Похожие публикации: