Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей

Психология личности » Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей

Страница 1

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) явл легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, т к они определяет поведение в сравнительно не большие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение П. если бы животное или человек действовали под влиянием только этих П, то их активность была бы очень ограниченной. Информационные П (познавательные и социальные П- в общении, контактах), они явл не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми, чем биологические. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека явл неограниченной. Биологические П имеют индивидуалистический, эгоцентрический хар-р, ставит особь в конкурентное, враждебное отношение с другими. Информационные П не ведут как правило к возникновению конкуренции между людьми. Удовлетворение этой П за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте, эта П имеет вторую сторону – поделиться информацией с другими людьми. Анализируя путь развития человеких П, Леонтьев приходит к схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих биологических П, а затем удовлетворяет свои информационные П для того, чтобы действовать. Он выделяет 2 этапа в жизни П:до встречи с предметом и после встречи с ним. На 1-м эт поиск, на 2-м – встреча предмета с П (опредмеченная П) и в этом акте рождается мотив. Через опредмеч-ть П получает свою конкретизацию. Рубинштейн Все П человека обусловлены процессом историч-го раз-я, вкл-ны в него и в ходе его развиваются и изменяются. Они могут подразделяться на тесно связанные между собой, но в тоже время как бы различные (материальные и духовные). Маслоу: биологическое; безопасность; любовь, принятие; уважение; познавательная П; эстетическая П; самоактуализация. Свойства П: цикличность –периодичность возникновения; динамичность – интенсивность; опредмеченность – момент встречи П с предметом, в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет П или опредмеченная П.

Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, оказавшегося в поле деятельности ведущего мотива. Феномен личностного смысла обнаруживается, когда нейтральный объект переживается как личностно важный.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотививированная» деятельность – та , мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Понятие социометрического статуса
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж ...

«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты. Впервые термин появляется в работе Карла Юнга (1921) Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, чт ...

Сценарий
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планир ...