Пожилой возраст – это возраст «социальных потерь», обусловленный сменой статуса и ролей.
К проблеме психосоциального развития личности в пожилом возрасте подходили такие ученые как И.И. Мечников, А.А. Богомолец, В.В. Болтенко, А.Г. Нагорный, Э. Эриксон, Г. Крайг, В.Д. Шапиро.
По мнению ученых, развитие личности продолжается всю жизнь, но в период поздней взрослости оно обретает особую значимость, в связи с образованием новых структур.
- Доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
- В пожилом возрасте удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к ней зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа.
- Целостность личности достигается путем успешного разрешения нормативных кризисов пройденных стадий развития.
- Период после выхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин.
- Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей: сбрасывание оборотов, перспективное планирование, жизнь в ожидании пенсии.
- Выход на пенсию предполагает приобретение нового социального статуса.
- Выход на пенсию может сопровождаться как позитивным, так и негативным эмоциональным состоянием. Это зависит от отношения к работе на протяжении всей жизни.
- Семейные отношения в период поздней взрослости дают человеку чувство защищенности, стабильности и прочности.
- Большинство пожилых пар, вырастивших детей, показывают более сильное чувство удовлетворенности и гармонии.
- Существуют такие роли бабушек и дедушек как: присутствие, семейная «национальная гвардия», арбитры, сохранение семейных традиций и истории.
- Смерть брачного супруга приводит к приобретению нового статуса – вдовы или вдовца.
- Вероятность овдоветь для женщин в несколько раз больше, чем для мужчин.
- Вдовы реже вдовцов снова выходят замуж.
- Старики испытывают особую потребность проводить много времени в размышлениях о прошлой жизни.
Похожие публикации:
Интегральная психология
Интегральная психология — это общий подход к психологии, который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких ...
Особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте как
психолого-педагогическая проблема
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем ...
Виды имиджа
В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:
– функциональный;
– контекстный;
– сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:
– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о се ...
Навигация