Пожилой возраст – это возраст «социальных потерь», обусловленный сменой статуса и ролей.
К проблеме психосоциального развития личности в пожилом возрасте подходили такие ученые как И.И. Мечников, А.А. Богомолец, В.В. Болтенко, А.Г. Нагорный, Э. Эриксон, Г. Крайг, В.Д. Шапиро.
По мнению ученых, развитие личности продолжается всю жизнь, но в период поздней взрослости оно обретает особую значимость, в связи с образованием новых структур.
- Доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
- В пожилом возрасте удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к ней зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа.
- Целостность личности достигается путем успешного разрешения нормативных кризисов пройденных стадий развития.
- Период после выхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин.
- Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей: сбрасывание оборотов, перспективное планирование, жизнь в ожидании пенсии.
- Выход на пенсию предполагает приобретение нового социального статуса.
- Выход на пенсию может сопровождаться как позитивным, так и негативным эмоциональным состоянием. Это зависит от отношения к работе на протяжении всей жизни.
- Семейные отношения в период поздней взрослости дают человеку чувство защищенности, стабильности и прочности.
- Большинство пожилых пар, вырастивших детей, показывают более сильное чувство удовлетворенности и гармонии.
- Существуют такие роли бабушек и дедушек как: присутствие, семейная «национальная гвардия», арбитры, сохранение семейных традиций и истории.
- Смерть брачного супруга приводит к приобретению нового статуса – вдовы или вдовца.
- Вероятность овдоветь для женщин в несколько раз больше, чем для мужчин.
- Вдовы реже вдовцов снова выходят замуж.
- Старики испытывают особую потребность проводить много времени в размышлениях о прошлой жизни.
Похожие публикации:
Общение и деловое общение
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в
XX в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, ...
Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные ...
Методические рекомендации воспитателям по эффективному воспитанию эмоциональной
отзывчивости у детей трех лет
Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. (Л.С. Выготский).
Эмоции в жиз ...
Навигация