Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка

Статьи по психологии » Роль общения в развитии личности подростка » Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка

Страница 3

2. Когнитивная реакция отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь);

Подросток доказывает всем - миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации подростков. Длительность этого этапа определяется временем, которое необходимо родителям для принятия факта взросления подростка. В этот период подростки настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как попытки ущемления их самостоятельности и взрослости. Понятно, что все, даже взрослые советы, немедленно отвергаются. Нужно иметь в виду, что при всем стремлении подростка к эмансипации у него присутствует острая потребность в любви, внимании, одобрении родителей, поэтому может возникнуть необоснованная ревность к младшим сестрам и братьям, которые, по мнению подростков, получают эту любовь с избытком.

3.Третий этап - эмоциональные реакции на отделение.

Здесь могут возникать чувства вины, гнева, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. И необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

4.Четвертый этап - поиск образцов идентификации.

Пребывая в новом для него поле взрослой жизни, подросток ищет людей, которые могли бы выступить для него в качестве образцов для подражания, своеобразных ориентиров для построения собственной идентичности. Этот этап может недооцениваться взрослыми, так как исчезает внешнее буйство и ранимость подростка. Может казаться, что он уже повзрослел и не требует поддержки. Однако она необходима, но только в другой форме. Для успешного приобретения подростком эго-идентичности очень важно, чтобы он имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Это значит, что для поддержки подростков родителям самим нужно пребывать в интегрированном состоянии. Если же таких образцов не будет, сам подросток, вероятнее всего, не достигнет интегрированного состояния, будет испытывать неуверенность в своих силах и возможностях, страх перед будущим. Наиболее сложны ситуации, в которых подросток полностью отторгает родителя своего пола как образец идентификации, старается демонстрировать только противоположные, полярные формы поведения[13, c. 608].

Отметим также, что наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.

Можно установить некоторые механизмы воздействия родительского отношения на самооценку ребенка. При симметричном стиле общения арсенал средств общения, используемый родителями, направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «Мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным. При «асимметричном» стиле посредством «маневров» и «ловушек» ребенку навязывается представление о себе как о слабом, неспособном самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что ребенок не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно борется за «выживание», поддержку и сохранение самоуважения.

Выделено несколько ответных тактик, развиваемых ребенком против родительского насилия: так, в ответ на родительское доминирование ребенок отвечает открытой или скрытой борьбой за лидерство, вплоть до использования таких приемов, которые использовали родители по отношению к нему. Другая тактика — отказ от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли потерпевшей жертвы. И, наконец, третья тактика состоит в противопоставлении «жестко отклоняющему» родительскому поведению собственного «защитного», приглашающего к сотрудничеству[1, c. 162-164].

Таким образом, большинство современных родителей и подростков пытаются построить, казалось бы, новые взаимоотношения, основываясь при этом на старых позициях: подросток - на детской, родитель - на опекающе-запретительной. Однако обеим сторонам необходимо разрешить символически «умереть» старым формам общения, несмотря на то, что этот процесс может быть достаточно трудным и болезненным. И тогда общение приобретет новое качество, оно станет действительно свободным, полным любви, а не скрытой или открытой ненависти. Родители смогут получать от подростка поддержку и стимулироваться им к своему развитию и одновременно сами сумеют оказать на него позитивное воздействие. В таком воздействии можно выделить два основных направления:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией". Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во ...

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста
Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на ...

Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Втора ...