Механизм становления самосознания и формирование самооценки

Статьи по психологии » Самооценка личности » Механизм становления самосознания и формирование самооценки

Страница 1

Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и

самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и

даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и

поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается

в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о

себе сменится

на противоположное,

Я-образ - это вместе с тем и идеальное Я субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное

Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает

возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой

человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.

Степень адекватности Я-образа

выясняется при изучении

одного из важнейших его аспектов - самооценки личности,

Самооценка

- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и

наиболее изученная

в псртхологии сторона самосознания личности.

С помощью самооценки происходит регуляция

поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с

другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и

общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то,

что он делает, с

тем, что ожидают от него окружающие, справляется с

их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится

ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Современный этап в развитии психологии
В конце 50 – начале 60–х годов большие направления, возникшие в период открытого кризиса начинают терять популярность. Появляются новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теорий. Наиболее широким, выражаю ...

Арабо-язычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церк ...

Психологическая характеристика общения
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери. В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью уста ...