Возникновение и особенности малых спортивных групп

Статьи по психологии » Социально-психологический климат в спортивной команде » Возникновение и особенности малых спортивных групп

Страница 1

В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение. Любая спортивная команда в каждом конкретном виде спорта представляет собой вид "малой" социальной группы /Г.С. Антипина, 1987/, устройство взаимоотношений в которой соответствует известным социально-психологическим схемам /Е.С. Кузьмин, 1967/ и педагогическому плану /Б. Г. Ананьев, 1969/.

В спортивной психологии первые исследования команд как малых групп были осуществлены методами социометрии И.П. Волковым /1967/, .Л. Ханиным/1969/.

К малым группам относятся спортивные группы, в которых объединяются люди, занимающиеся физической культурой и спортом.

Разновидностью спортивной группы является спортивная команда, объединяющая физкультурников или спортсменов-разрядников. Спортивная команда несет в себе все свойства малой группы. В ней возникают разнообразные социально-психологические явления, носителями которых может быть только команда, а не отдельный спортсмен (например, групповое настроение, коллективные волевые усилия, групповое мышление, нормы, суждения и др.). Спортивная команда, как правило, является формальным объединением, однако ей присущи и некоторые признаки неформального объединения: общие интересы и стремления, деятельность, осуществляемая на добровольных началах (за исключением обязательных занятий по физической культуре в школе или другом образовательном учреждении).

Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.

Спортивная группа — это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.

Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер — спортсмен) и по горизонтали (спортсмен — спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.

Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов.

Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.

Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.

Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.

Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов
Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социал ...

Значение Я–концепции
Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказ ...

Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое поняти ...