Заключение

Страница 1

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил нам разработать классификацию уровней уровней социометрического статуса подростков ("любимцы", "предпочитаемые", "терпимые", "неоднозначные", "незаметные", "нелюбимые", "гонимые").

Представленные в исследовании группы подростков с разными уровнями социометрического статуса различаются по таким параметрам оценки личностных особенностей и свойств, как физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, нагативизм, обида, подозрительность, аутоагрессия, интернальность, эмпатия, цели и ценности в жизни, коммуникативные и организаторские способности.

Проведенное исследование позволило нам выделить ведущие личностные факторы, которые могут быть подвергнуты коррекции для более успешного включения подростков в учебную группу. Это - коммуникативные способности, которые необходимы для реализации ведущей деятельности подросткового возраста - общения. Способность к эмпатического взаимодействию также является важным условием включения подростка в учебную группу.

В результате эмпирического исследования было установлено, что наиболее высоким социометрическим статусом в учебной группе обладают экстерна-лы (статистически достоверные данные получены в отношении девочек). При этом в литературе находит отражение тот факт, что наиболее успешными в жизни являются интерналы. Противоречие между социометрическим статусом и статусом социальным может быть разрешено лишь при трактовке процесса социализации как "социализации-индивидуализации". Таким образом, качество коррекционной работы с целью позитивных изменений в структуре социометрического статуса подростка определяется, с одной стороны, равномерным развитием зкстернальных и интернальных характеристик, и, с другой стороны, необходимостью сочетания индивидуальных и групповых методов.

Подтвердилась гипотеза о том, что личностные особенности подростков взаимосвязаны с уровнем социометрического статуса в учебной группе.

Комплексное описание особенностей личностного развития подростков, находящихся на разных уровнях социметрического статуса, дает возможность с большей эффективностью использовать индивидуальный подход как в психокоррекционной работе, так и в педагогической деятельности. Переход с одного уровня социометрического статуса на другой может быть осуществлен через целенаправленную организацию социально-психологического воздействия на определенные характеристики личности подростков.

Проведение психокоррекционной работы на основе социально-психологического тренинга, моделирующего процесс социализации, оказывает влияние на изменение таких личностных особенностей и состояний как агрессивность, интернальность, эмпатия, коммуникативные способности, что послужило получению изменений и в социометрическом статусе подростков в учебной группе.

По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:

1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

2. Уровень самооценки подростков тесно конкурировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.

3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.

4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.

5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Теория А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев (1903—1979) своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта. Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены х ...

Психология в реальном маркетинге
Симпатичных людей, например, обычно считают более умными, успешными и популярными. Это эффект ореола в психологии. Эффект ореола работает и в маркетинге. Что стоит за феноменальным успехом Apple Computer? iPod. В 2005 финансовом году прод ...

Комплекс оживления
Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Комплекс оживления выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют в ...