Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья

Статьи по психологии » Достижения арабской психологии » Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья

Страница 2

2. Суфизм - мистическое течение в исламе. Его представители видели в человеке соединение божественного и тварного. В связи с этим само определение человека понимается по-новому, как отражение одного из многих атрибутов Абсолюта. Согласно этому подходу, человек интегрирует в себе все сущее, объединяет все основные реальности мира. Такой взгляд, предоставляющийчеловеку большую ответственность за свою судьбу, представлен в трудах известного мыслителя Ибн Араби. Суфисты определяют мир как макрокосм («алам-и-акбар»), человека - как микрокосм («алам-и-асгар»). Утверждается, что на космическом уровне действует принцип «все есть Бог», на феноменальном – «все есть человек».

Человек, согласно мнению суфистов, есть воплощение и «хранилище божественного». Это определяет ту мысль, что человек может вернуться к истинному «Я», через соединение с Богом.

Одним из свойств человека называется его способность к совершенствованию на пути самопознания, цель и смысл которого «в самом себе безмерное найти» (Аль Фарид).

3. Восточный перипатетизм или «фальсафа» - философское течение. Идея течения зародилась древнегреческими философами. С постепенным освоением трудов Платона и Аристотеля, Галена, Архимеда, которые были переведены на арабский язык, эти идеи становятся достоянием арабской культуры. На основании этих работ создаётся арабоязычная философия и наука (физика, математика, медицина и т.д.). Арабские философы подвергли сомнению религиозные догмы и считали доблестью и заслугой изыскивать «доказательство несостоятельности буквального смысла священных текстов и истинности их толкования» [5].

Приоритет в философской арабо-язычной мысли отдавался Аристотелю, о чём свидетельствует её естественнонаучная направленность. Этому способствовало то, что идея Аристотеля о Божестве как неподвижном перводвигателе соответствовала духу Корана. При этом арабоязычные последователи учения Аристотеля выдвигали специфические идейно-теоретические и научные задачи. Поэтому воззрения Аристотеля в контексте их рассуждений приобрели новое и оригинальное звучание.

Арабских философов интересовали онтологические, гносеологические и этические проблемы человека; вопросы происхождения человека, его места и роли в мироздании. Они рассматривали особенности душевных сил человека, его познавательных способностей, моральных качеств и т.д.

Были выдвинуты попытки описать образ идеального человека и определить путь его совершенствования. Главным отличием человека от всех других творений заключалось в обладании силой разума. Так, Абу-Наср Мухаммед Фараби, один из крупнейших арабских перипатетиков, писал: «От всех животных человек отличается особенными свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум». [1]

Арабские мыслители, говоря о наличии у человека бессмертной души, в тоже время признавали ее связь с телом. Аль Фараби утверждал, с одной стороны, что «субстанция души существует отрешенно от материи; она остается после смерти тела, и в ней нет такой силы, которая разрушилась бы», т.е. существующая душа бессмертна. Но, с другой стороны, он подчеркивал, что «душа не может существовать раньше тела», что «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто, способное принять ее. Это нечто есть тело: когда оно есть, появляется и эта субстанция. Оно есть плоть… Душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она не может переселяться из одного тела в другое…» [7]

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает ...

Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людей зависит и не отстает от развития таких биологических и психологических процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под воздействие ...

Коррекция СДВГ
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, ...