Невербальное поведение: структура и функции

Страница 2

Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человека по сравнению со зрением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром.

Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа. С незапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе.

Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании выполняет функции:

1) Создает образ партнера по общению.

2) Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).

3) Выступает в качестве способа регуляции пространственных параметров общения;

4) Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

5) Выступает в качестве маскировки «Я - личности»;

6) Является средством идентификации партнёров по общению;

7) Выполняет функцию социальной стратификации;

8) Выступает в качестве показателей статусно-ролевых отношений;

9) Выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;

10) Является индикатором актуальных психических состояний личности;

11) Выполняет функцию экономии речевого сообщения

12) Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с с ...

Учение античных врачей
Гиппократ: учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому «Гиппократову сборнику», рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух ...

Личностные особенности подростков
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет - ребенок. В ...