Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления. Хотя простейшие формы чувств доступны, вероятно, и высшим животным, но можно утверждать, что чувства присущи только человеку. Организму, достигшему уровня развития познавательных функций, не приходится колебаться между простым удовольствием и простым страданием.
Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, .«необычное сплетение грусти и веселья» ., мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.
Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают – в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.
Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта – полярность. Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, страдание – неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств – различение их модальности, качества переживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.
Различение в составе человеческого существа трех реалий – тела, души, духа – принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется.
Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.
Похожие публикации:
Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной
отзывчивости детей трех лет
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающ ...
Основные клинические модели работы с группой
Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группа состоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных ...
Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое ...
Навигация