Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Он переносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.
В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество – свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.
Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра – точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.
Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живой
душе осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.
Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности – произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.
Похожие публикации:
Выход на пенсию и смена статуса
Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни после выхода на пенсию не так велик, чтобы заранее и серьезно готовиться к новым для себя условиям жизни. Это совершенно неверное предположение: ...
Ф. Бэкон и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
Уже в конце XVI – начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей – Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ори ...
Практическое применение концепции Келли
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки по ...
Навигация