Понятие и структура творчества

Страница 2

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

- звено столкновения с новым;

- звено творческой неопределенности;

- звено скрытой работы;

- звено эврика;

- звено развития решения;

- звено критики;

- звено подтверждения и воплощения.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.[2]

Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.

Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковая агрессивность
Агрессивность – "враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру".[9] Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также опр ...

Зрительное восприятие формы предметов у детей с нарушениями слуха
Особенности восприятия объёмной формы, умение узнавать предметы по контуру у детей с нарушениями слуха Всякий предмет имеет объемную форму. Кроме того, предмет можно охарактеризовать по его контуру, или, иначе говоря, по его границам, оч ...

Поведение в конфликтных ситуациях
Разумеется, конкретных рецептов поведения в той или иной конфликтной ситуации не существует. Однако желание научиться быстро и решительно преодолевать конфликты и, что самое главное, постоянное совершенствование в практическом воплощении ...