Заключение

Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).

При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:

1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личности и общих закономерностей функционирования психики;

2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должен заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;

3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активности лица, на которое оно направлено;

4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);

5) при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;

6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных и иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;

7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается[6].

[1] Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

[2] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

[3] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

[4] Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психоло­гии. Л., 1986.

[5] Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступ­ника. М., 1982.

[6] Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998

Похожие публикации:

Психосоциальное развитие человека от рождения до школы
Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение доверия. Ребенок воспринимает внешний мир как безопасны ...

Личностные особенности подростков
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет - ребенок. В ...

Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансек-суалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником е ...