Заключение

Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).

При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:

1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личности и общих закономерностей функционирования психики;

2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должен заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;

3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активности лица, на которое оно направлено;

4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);

5) при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;

6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных и иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;

7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается[6].

[1] Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

[2] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

[3] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

[4] Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психоло­гии. Л., 1986.

[5] Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступ­ника. М., 1982.

[6] Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998

Похожие публикации:

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош ...

Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматривает необходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе ...

Средства вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсаль ...