Характеристика и составляющие теории

Страница 1

Салливан настойчиво повторяет, что личность-это как бы «иллюзия», которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Она образуется не событиями, которые происходят внутри её а тем, что происходит в обществе. Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведет себя по отношению к одному или нескольким Это могут быть и несуществующие фигуры. «Психиатрия предполагает изучение феноменов, возникающих в межличностных ситуациях, в конфигурациях, образованных двумя или более людьми, из которых все – кроме одного – могут быть в большей или меньшей степени иллюзорны» (1964, с. 33). Восприятие, память, мышление, воображение, все другие психические процессы по его мнению, являются общественными.

Хотя Салливан отводит личности статус несуществующего, он, тем не менее, признает, что она – центр различных процессов, которые происходят в ряде межличностных полей. Наиболее важными являются динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.

Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может быть открытой, общественной, как например, высказывание, или внутренней, как например, мышление или фантазирование. Салливан необычно формулирует определение динамизма: он говорит, что это «оболочка для несущественных частных различий» (1953, с. 104)[2]. Например, два яблока могут отличаться по виду, и все же определяться как яблоки в силу того, что их различия несущественны. Собственно человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений. Например, кто-то может вести себя, как правило, враждебно по отношению к какому-то человеку или группе людей, что является проявлением динамизма недоброжелательности. Любая привычная реакция по отношению к одному или нескольким людям, составляет динамизм. Вообще динамизмы одинаковы для всех, но способ выражения их различен – в зависимости от ситуации.

Динамизм обычно задействует определенную область тела, посредством которой взаимодействует со средой.

Большинство динамизмов служит для удовлетворения потребностей организма. Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Он называется Я-системой.

Тревога – это одно из тех чувств, которое может передаваться; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасности формируют Я-систему, разрешающую одни формы поведения и запрещающую другие. По мере возрастания сложности Я-системы, она препятствует оценке человеком самого себя и его поведения, убирает противоречия между тем, что представляет человек на самом деле, и тем, что о нем «говорит» Я-система.

Салливан имеет в виду, что в более рациональном обществе не возникли бы причины, по которым ребенок чувствует тревогу; и для того, чтобы с тревогой справиться, он вынужден овладевать методами, которые для него нехарактерны. Хотя учёный признает, что в современном обществе для избегания тревоги развитие Я-системы абсолютно необходимо, он признает и то, что Я-система, насколько мы сейчас о ней знаем, несовершенна. Он писал: «Я выступает содержанием сознания во всех случаях, когда человек вполне комфортно себя чувствует в плане самоуважения, престижа среди товарищей и того уважения и почитания, которые ему выказываются» (1964, с. 217)[3].

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Основные положения системного подхода
Семья — открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям. Наша жизнь протекает в широкой иерархии взаимодействующих систем (от молекулярного уровня до систем к ...

Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха
Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста ...

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу ...