Когнитивные процессы

Страница 1

Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими и синтаксическими. Прототаксический опыт «может рассматриваться как дискретный ряд кратковременных состояний организма» (1953, с. 29)[4]. Между ними нет никакой необходимой связи и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.

Паратаксический способ представляет связь между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливан полагал, что наше мышление во многом не выше паратаксического: мы видим причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения.

Третий и высший способ мышления – синтаксический, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существует согласие группы людей. Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.

В дополнение к этим представлениям о способах переживаний, Салливан обращает внимание на предвидение. «Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, и понятно, что все это существенно для объяснения его мыслей и действий» (1950, с. 84). Предвидение зависит от воспоминаний и настоящего.

Салливан начинает с представления об организме как напряженной системе, которая может быть либо абсолютным покоем, или, как предпочитал говорить Салливан, эйфорией, либо абсолютным напряжением, примером чего является крайний ужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекать из потребностей организма и 2) оно может быть следствием тревоги. Потребности могут быть свзаы связаны с недостатком воды, еды, кислорода, что нарушает равновесие в организме. Потребности могут быть общего плана, например, пищевая, либо соотноситься с определенной частью тела Потребности организованы; нижестоящие должны быть удовлетворены раньше, чем вышестоящие. Одним из результатов редукции потребности является чувство удовлетворения.

Тревога также может быть представлена, как переживание напряжения в связи с реальной или воображаемой угрозой безопасности. Высокий уровень тревоги снижает эффективность удовлетворения потребностей индивида. Чувство тревоги может быть больше или меньше взависимости от того, насколько серьезна угроза и настолько эффективны способы защиты, которые есть у человека. По существу, Салливан считает, что тревога оказывает первое в жизни обучающее влияние. Он признает, что не знает, как именно происходит эта передача, но возможно, что это происходит посредством некоего процесса, который неизвестен. Вследствие этой полученной от матери тревоги ребенок наполняет ей ближайшие объекты среды. Ребенок научается избегать активности и объектов, вызывающих тревогу. Если ребенок не может избежать тревоги, он обычно засыпает. Сон может являться некоей защитой от тревоги. Салливан говорит, что одна из величайших задач психологии – выяснить, почему возникает тревога.

Салливан очень тщательно описал последовательность отношений, в которые личность участвует на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности. Очень много внимания Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. Он, отличие от других отстаивал социально-психологический подход к развитию личности, огромный вклад в который, по его мнению, внёс процесс человеческих взаимоотношений. Хотя Салливан не отвергал биологических факторов развития личности, он ставил их ниже социальных. Более того, он считал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ущерб личности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Установки преподавателя и стили педагогического общения
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю собственные установк ...

Понятие тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хор ...

Причины страха взрослых людей
Страх произрастает из нерешительности. Нерешительность кристаллизуется в сомнение, они смешиваются — получается страх. Иногда этот процесс идет медленно. Он зарождается и развивается, когда вы не подозреваете о его существовании, Цель да ...