Развитие речи

Ранний возраст - сензитивный период развития речи, которое осуществляется по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Речь превращается в средство общения прежде всего по поводу предметной совместной со взрослым деятельности. В -становлении коммуникативной функции слова можно выделить три периода: 1) ребенок тянется к предмету, сопровождая собственное действие мимикой и эмоциями, которые по сути адресованы взрослому; 2) ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого, пытается обратить его внимание на предмет с помощью указательного жеста; 3) ребенок называет предмет словом, при этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.

В начале второго года жизни речь ребенка значительно отличается от речи взрослого. Она называется автономной речью и имеет троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которые придумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т.п.), во-вторых, это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточною развития фонематического слуха и звуковой артикуляции («моко», -молоко, «хеб» - хлеб и т.п.) и, в-третьих, ребенок сам придумывает .автономные слова («мазелин» - вазелин, «мокресс» - компресс и т.п.), что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.

Наиболее сложно для ребенка дается обобщение предметов. С одной стороны, за словом, произносимым ребенком, чаще всего стоит: единичный, конкретней предмет, а не общее значение. Слово «чашка» означает для него ту чашку, из которой он пьет;" другие чашки, отличающиеся по внешнему признаку, этим словом не называются. С другой стороны, он может обозначать одним словом разные предметы («Ала» -шляпа, косынка, чепчик, т.е. ребенок обобщает предметы по назначению.; «Га-га» - гуси, ботинки, птицы, т.е. обобщает по внешнему сходству).

До полутора лет фразовая речь отсутствует, вместо нее ребенок пользуется словами-предложениями (например, «Би-би» означает просьбу дать ребенку машинку). К двум годам появляются двусложные предложения, но слова в них грамматически не связаны между собой; согласование слов появляется к концу раннего возраста.

На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки,

может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному; при пересказе способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов.

Похожие публикации:

Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания
Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку ...

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако ...

Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора про ...