Развитие отдельных видов деятельности

Статьи по психологии » Развитие ребенка в раннем детстве » Развитие отдельных видов деятельности

Страница 1

Развитие предметной деятельности. Начало раннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которых ребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму, способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. Предметно-орудийное действие предполагает, что один предмет используется для воздействия на другой (набирать кашу ложкой, копать совочком песок), причем способ использования предмета-орудия зафиксирован в его устройстве и закреплен в обществе. Это происходит не без участия взрослого, носителя орудийных действий.

Общение ребенка и взрослого в это время приобретает существенные изменения, приобретает качественно иное содержание, из непосредственно-эмоционального превращается в практическое сотрудничество. Теперь ребенку недостаточно, чтобы взрослый просто говорил ему ласковые слова, от него требуется участие в совместной деятельности. Более того, ребенок часто, будучи занят действием с предметом, как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом и его свойствами. Это и дает основание говорить о том, что предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, внутри нее развиваются другие психические функции.

Овладение орудийными действиями осуществляется постепенно. Сначала орудие для ребенка - это продолжение его собственной руки. Например, годовалый ребенок, зачерпнув ложкой пищу, тут же выливает содержимое на себя. Это объясняется тем, что он в это время действует ложкой как рукой, зачерпнув пищу, сразу же несет в рот. Действие же ложкой как орудием требует иной траектории движения (сначала вертикально, затем - горизонтально). Переход к собственно орудийным действиям осуществляется по мере того, как ребенок начинает учитывать объективную связь между предметом-орудием и предметом-целью, усваивает операционно-техническую сторону действия с предметом. Предметный мир в раннем возрасте раскалывается для ребенка на две категории: мир постоянных вещей, т.е. вещей со строго фиксированной функцией, которая предписывает однозначные действия (ложкой есть, из чашки пить и т.д.). Второй мир - мир полифункциональных предметов (кубики, палочки и т.д.), в нем ребенок более свободен. Обе категории по-своему важны для ребенка. Предметы с фиксированной функцией способствуют усвоению социальных норм, формированию самооценки, поскольку оценка «я хороший», «я плохой» определяется тем, насколько правильно ребенок использует предметы.

В конце второго и начале третьего года жизни Андрей очень любил нести и ставить на стол, а затем убирать со стола тарелки и чашки. Неся тарелку или чашку, он все время оборачивался и смотрел на .шедшего за ним взрослого. Это очень часто приводило ко всевозможным авариям. Его поведение при этом производило впечатление раздвоенного сводной стороны он был занят предметом и действием с ним, а, с другой –взрослым ради поощрения которого он производил эти действия,( Д. Б. Эльконин, 1978, с. 160)

Полифункциональные предметы предоставляют определенную свободу действий (кубиком можно мылить руки, как мылом, он же может стать мороженым и т.п.), на них переносится отделенная от предмета схема действия, они превращаются в предметы-заместители.

Вова (1,4). смотря на воспитательницу, которая пишет, берет деревянную лапочку, как карандаш, переворачивает вверх дном корзинку от игрушек и «пишет» палочкой по плоскому дну корзинки ,( Д. Б. Эльконин, 1978, с. 162)

Развитие игры. В начале раннего возраста игра носит отобразителъный характер. Ребенок многократно воспроизводит действия, показанные ему взрослым. Однако в игре действия направляются не на получение результата, а на достижение понятной по прошлому опыту условной цели. Действие становится условным, а результат - не реальным, а воображаемым.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Психологическая устойчивость
И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает*, что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинс ...

Взаимосвязь черт личности и приобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи. Доминирующие мотивы становятся одной из ...

Ф. Бэкон и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
Уже в конце XVI – начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей – Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ори ...