Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Статьи по психологии » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Страница 3

В процессе выявления смысла бессознательных проявлений человеческой деятельности Фрейд делал ставку на изучение сновидений, полагая, что это наиболее плодотворный путь и перспективный подход для понимания природы, содержания и механизмов функционирования бессознательного. Первая его фундаментальная работа - "Толкование сновидений" - целиком была посвящена этой задаче, т.е. исследованию бессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в конце своей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательное раскрывается "данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств". В дальнейшем, но мере разработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного, он пришел к таким же неутешительным выводам.

Да и в клинической практике познание бессознательного с целью устранении неведения больного относительно своих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не вело к автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: "Знание смысла симптомов ведет к освобождению от них", - оказалась проблематичной. В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теории познания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельности человека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, его скрытые тенденции и сделать их объектом сознания.

Но в теоретическом плане познание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влечений сексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практике оказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсе не тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Даже раскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного не освобождало его от невроза. "Наше знание о бессознательном, - замечал Фрейд, - неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то он обладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаря этому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить это бессознательное топически, должны его найти в его воспоминании, там, где оно возникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легко может совершиться замена его бессознательного сознанием".

Но на практике устранение вытеснения отнюдь не всегда легко приводило к осознанию больным своего бессознательного, не говоря уже о том, что психоаналитическая терапия далеко не часто давала обнадеживающие результаты, как это ожидалось Фрейдом.

Таким образом, как в теоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательных представлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что является основным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускать самое произвольное толкование.

Понимание языкового материала, речевого потока зависит от субъективного восприятия самого психоаналитика. Не случайно психоаналитики, придерживающиеся различных взглядов на исходные структуры бессознательного, по-разному воспринимают и "историческую истину», скрывающуюся за обычной речью своих пациентов. Очевидно, что не меньшая произвольность может быть допущена и при толковании сновидений, ибо, во-первых, как установили сами психоаналитики пациенты нередко приспосабливают содержание своих сновидений к теориям лечащих их врачей и, во-вторых, психоаналитики часто усматривают в сновидениях своих пациентов именно то, что им непременно хочется видеть, чтобы тем самым привести в согласие теорию и практику. К этому следует добавить, что всегда существует, по признанию Фрейда, "опасность проглядеть еще какое-нибудь вполне доступное толкование". Стало быть, расшифровка следов бессознательного и выявление смысловых связей в психоаналитической философии отнюдь не исключают субъективно-личностного, пристрастного отношения, проявляющегося в процессе психоаналитического познания бессознательного.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

История становления понятия «симпатия»
Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вн ...

История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы: —зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках; —отпочкование от родительских дисциплин (пси ...

Курт Левин и его основные работы
Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).[1] Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отра ...