Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Статьи по психологии » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Страница 3

В процессе выявления смысла бессознательных проявлений человеческой деятельности Фрейд делал ставку на изучение сновидений, полагая, что это наиболее плодотворный путь и перспективный подход для понимания природы, содержания и механизмов функционирования бессознательного. Первая его фундаментальная работа - "Толкование сновидений" - целиком была посвящена этой задаче, т.е. исследованию бессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в конце своей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательное раскрывается "данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств". В дальнейшем, но мере разработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного, он пришел к таким же неутешительным выводам.

Да и в клинической практике познание бессознательного с целью устранении неведения больного относительно своих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не вело к автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: "Знание смысла симптомов ведет к освобождению от них", - оказалась проблематичной. В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теории познания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельности человека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, его скрытые тенденции и сделать их объектом сознания.

Но в теоретическом плане познание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влечений сексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практике оказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсе не тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Даже раскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного не освобождало его от невроза. "Наше знание о бессознательном, - замечал Фрейд, - неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то он обладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаря этому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить это бессознательное топически, должны его найти в его воспоминании, там, где оно возникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легко может совершиться замена его бессознательного сознанием".

Но на практике устранение вытеснения отнюдь не всегда легко приводило к осознанию больным своего бессознательного, не говоря уже о том, что психоаналитическая терапия далеко не часто давала обнадеживающие результаты, как это ожидалось Фрейдом.

Таким образом, как в теоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательных представлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что является основным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускать самое произвольное толкование.

Понимание языкового материала, речевого потока зависит от субъективного восприятия самого психоаналитика. Не случайно психоаналитики, придерживающиеся различных взглядов на исходные структуры бессознательного, по-разному воспринимают и "историческую истину», скрывающуюся за обычной речью своих пациентов. Очевидно, что не меньшая произвольность может быть допущена и при толковании сновидений, ибо, во-первых, как установили сами психоаналитики пациенты нередко приспосабливают содержание своих сновидений к теориям лечащих их врачей и, во-вторых, психоаналитики часто усматривают в сновидениях своих пациентов именно то, что им непременно хочется видеть, чтобы тем самым привести в согласие теорию и практику. К этому следует добавить, что всегда существует, по признанию Фрейда, "опасность проглядеть еще какое-нибудь вполне доступное толкование". Стало быть, расшифровка следов бессознательного и выявление смысловых связей в психоаналитической философии отнюдь не исключают субъективно-личностного, пристрастного отношения, проявляющегося в процессе психоаналитического познания бессознательного.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Сурдопсихология. Психология детей с нарушениями слуха
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Особенности скорости зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою ...

Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. Не имея возможности подробно остановиться на теоретических аспектах проблемы Выделим только наиболее важные момент ...

Понятие рефлекса у Р. Декарта
Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций – души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функцион ...