Заключение

Из вышесказанного следует, что в поле зрения социального психолога может попеременно оказываться то личность, на которую оказывают влияние другие индивиды, то группы или массы людей, которые обладают огромной силой заразительного воздействия на окружающих.

Эти различия в точке отсчета, в позиции, с которой можно смотреть на социально-психологические явления, уже давно послужили почвой для многообразия представлений исследователей о том, что же является предметом данной науки.

Сложилось два основных направления, а точнее сказать, две как бы взаимоисключающие друг друга точки зрения на предмет социальной психологии.

С одной точки зрения, таким предметом является отдельный индивид или личность, но никак не группа, общность или масса людей. Этого мнения придерживался, в частности, французский социальный психолог Габриэль Тард, автор концепции подражания, согласно которой масса людей способна лишь подражать, копировать и тиражировать тс или иные эталоны и новации, предлагаемые отдельными выдающимися людьми.

С другой — наоборот, не отдельный индивид, а именно большие социальные группы, народы и массы должны быть и являются действительным предметом социальной психологии. Так считали немецкий психолог Вильгельм Вундт и французский социальный психолог Гюстав Лебон. Их основные аргументы таковы:

1. Отдельный индивид смертен. Народ же, его психология — мифы, обычаи, язык, традиции — бессмертны. Отдельный индивид, рождаясь, лишь усваивает духовные ценности народа и временно пользуется их богатством.

2. Даже если рушатся сложившиеся духовные ценности общества и народа, то на арену истории выходит безличная и необузданная в своей силе масса.

Почти на протяжении столетия можно было наблюдать сопоставление и противоборство различных точек зрения на предмет социальной психологии как у нас, так и за рубежом.

Итак, предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений. Или иначе — это как особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе, так и специфика совокупной, то есть совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей.

[1] Вестник ЛГУ. - 1959. - № 11.

Похожие публикации:

Душа как предмет психологических знаний
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета жив ...

Принципы и методы диагностики межличностных отношений в группе
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оцен ...

Метод самовоспитания
Самовоспитание – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». [23] Метод самовоспитания наиболее успешен, ес ...