Жизненный путь был объектом исследований многих известных психологов: Эрика Эриксона, Сергея Рубинштейна, Бориса Ананьева и других. Но совместить его с путем творческим сумел украинский психолог и философ Владимир Роменец. Жизненный путь – это ее индивидуальная история, которая имеет свои границы, определенные периоды, меру завершенности, исчерпанности. Творческий путь есть путём постоянных модификаций личностного мира, цель которого – творение человеком самого себя. Сочетание жизненного пути личности с творческим в психологии называют Эго-интеграцией.
Эго-интеграция – объединение всех своих Я в системно функциональную целостность.
В мире существует много конфликтов, неопределенности, испытаний, надежд, разочарований. Но ядром решения всех явных и скрытых противоречий, которые вызывают психосоциальные внутренние кризисы Я, является человеческий поступок. Он не может быть полностью завершен, поскольку в нем личность стремится к самосовершенствованию, приближает реальное Эго к идеальному, духовному. По мнению В. Роменца, поступок – это итог предыдущего этапа жизни и внутреннее направление человека к следующему. Ведь лишь через поступок можно погрузиться в глубину бытия. Поэтому жизненное поле ученый предлагает рассматривать как цепочку важных поступков, которые дают возможность человеку достичь индивидуальной и общественной цели.
Поступок – центральное звено, ячейка всех возможных форм человеческой деятельности, и не только моральной. Он объективирует отношения между личностью и материальным миром, уменьшает несоответствие идеального Я с Я-реальним, а, следовательно, приближает человека к цели. Основным критерием, за которым определяется поступок, - по убеждению украинского психолога Виталия Шатенка, - это создание нового. Кроме того, не существует такого состояния, в котором бы действие не имело значения поступка. У человека оно выделяется моральным, эстетичным, познавательным аспектом как выражением активного отношения к миру, природе.
Высокие в моральном понимании, поступки людей широко представлены в литературных источниках, хотя в реальной жизни обычных людей настоящие поступки случаются не так уже и часто. Так, в истории некоторых народов существовала традиция, по которой «проблему старых людей» решали очень просто, – путем убийства.
Существуют поступки, которые вообще могут не обнаруживать себя внешне, например, когда в результате напряженной внутренней борьбы с самим собой индивид кардинально изменяет свою жизненную позицию, отношение к себе или к окружающим, или к делу, считавшемуся самым главным в жизни. Это – поступки умалчивания, удержания, внутреннего несогласия, а также клятва себе как психодуховный поступок.
Следовательно, если рассматривать поступок в широком понимании слова, то это универсальный механизм самовоссоздания бытия всего сущего. Другое дело, что на разных его уровнях поступок приобретает разнообразные формы и смыслы. Поступок – это средство, и цель исторического продвижения человечества. От поступка через поступок и к поступку – именно такой видится логика духовно психологического развития человеческой цивилизации.
Похожие публикации:
Убедительность в речи говорящего
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов вступающих в контакты личностей. Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами, диалогов в системах: «учитель - обучаемый », «продавец- клиент », «родители- дети», « ...
Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифак ...
Экзистенциальная тревога
Философ Пауль Тиллих, утверждал, что тревога есть осознание угрозы нашему бытию. Он различал три вида тревоги: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и смыслоутраты и тревога вины и осуждения. Всё это формы экзистенциальной тревоги пото ...


Навигация