Классификация диагностического инструментария

Статьи по психологии » Основные этапы личностной диагностики » Классификация диагностического инструментария

Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объективный, субъективный и проективный методы.

Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческой индивидуальности, автор предлагает традиционное деление на два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.

Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).

Личностные методики условно подразделяются автором на тесты действия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либо перцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).

Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группу однородных, близких друг к другу методик.

Объективный подход, в котором диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:

— тесты интеллекта;

— тесты специальных способностей;

— тесты личности (объективные);

— тесты достижений.

Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание (самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях базируется на:

— личностных опросниках;

— опросниках настроения и состояния;

— опросниках-анкетах.

Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции) включает в себя:

— моторно-экспрессивные методики;

— перцептивно-структурные методики;

– апперцептивно-динамические методики.

Похожие публикации:

Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Взрослый ...

Взаимосвязь черт личности и приобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи. Доминирующие мотивы становятся одной из ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов ...