Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии

Статьи по психологии » Психологическая совместимость супругов и её влияние на удовлетворенность браком » Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии

Страница 2

Семья как ячейка общества. На этом уровне семья формируется как социальный институт. Это означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых как общество регулирует семью, так и семья воздействует на общественные отношения. Семья как социальный институт образует ядро нормативно-ценностной структуры общества. Такая семья становится существенным элементом структуры самого общества. Выделяют две ведущие функции семьи, которые по своей природе социальны: 1) семья осуществляет воспроизводство членов общества; 2) производит их первичную социализацию. [12, 22]

Таким образом, институт семьи становится важнейшим посредником во взаимосвязи личности и общества. Именно такая форма семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Отсюда и общество, и личность заинтересованы в укреплении семьи.

Брак-содружество. Этот тип брака еще только формируется в современном обществе. Формирование этого уровня брачных отношений в истории человечества предполагает обобщение и повторение всех предыдущих форм отношений. Поэтому современное общество представлено столь пестрым ковром брачных форм отношений: можно встретить и полигамную семью, и патриархальную, и групповой брак (где нет ответственности за партнера), и брак-товарищество. Отсюда одной из причин кризиса семьи в современном обществе становится поиск новой парадигмы (концепции) брачных отношений, адекватной принципам и интересам современной цивилизации. [12, 22-23]

До настоящего времени в науке не сложилось однозначного определения семьи. В социальной психологии имеется ряд схожих определений, предложенных различными авторами.

В литературных публикациях выделяется два подхода в разработке понятия «семья»: фактологический и логический. Фактологический подход фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которого лежат супружество и родственные связи. [15, 4]

С точки зрения Соловьева Н.Я. «Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». [17,10]

В данном определении подчеркивается рассмотрение семьи как малой социальной группы, позволяющее оценить эффективность ее функционирования.

Логический подход ориентирован на выявление специфики социального феномена семьи, обладающего совокупностью устойчивых, повторяющихся признаков. С этой точки зрения, семья рассматривается как социальный институт и форма институциализации ответственности, долга и других социальных норм, групповым ядром которой является брачный союз, включающий в себя отношения «мать - ребенок» и «отец - ребенок», а отсюда и отношения «мать - отец» [15, 4].

В обоих подходах в качестве единого основания семьи как малой социальной группы выступает понятие «брак». Брак, в определении отечественных исследователей, есть «санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, включающая в себя вертикальные («муж - жена») и горизонтальные («родители - дети») связи» [16, 62]

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Итак, обозначим функции, выделенные Эйдемиллером и Юстицким:

1) воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества;

2) хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил;

3) эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

4) функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества;

5) функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами;

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Правила вербального этикета
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых л ...

Основные процессы памяти
К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания ...

Развитие экспериментальной психологии в России
Успехи психологии были обусловлены применением эксперимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту М ...