Структура социальных представлений

Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку:

- поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений. Содержание поля представления является характерным для определенных социальных групп.

Установка в концепции Московичи в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. Установка отражает готовность субъекта представления высказать то или иное суждение.

Отдельно выделяется ядро, или центральное представление, обнаруживающее наиболее сильную корреляцию с другими. Ядро представления выполняет 2 функции:

функцию порождения смысла (посредством центрального ядра создается или трансформируется значение других элементов представления, благодаря ему другие элементы приобретают смысл, валентность);

функцию организации элементов (центральное ядро определяет характер связей, объединяющих элементы представления, в этом смысле это объединяющий и стабилизирующий элемент представления).

Ядро является наиболее стабильным элементом в представлении (51, с.16.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в социальной психологии под общественными представлениями понимаются представления большинства людей об устройстве общества, окружающего мира. Люди могут превращать незнакомое в знакомое и объяснять сложные вещи более простым и понятным языком. Общественные представления быстро становятся стереотипами, упорядоченными на основе здравого смысла и помогающими лучше понимать окружающий мир. Будучи сформированными, эти представления обретают собственную инерцию и воздействуют на нас с такой силой, что нам бывает трудно противостоять им. Таким образом, общественные представления дают нам стройную картину мира и общества, и мы интерпретируем происходящие события так, чтобы наиболее эффективно действовать в рамках этой картины.

Хотя психология дает много технических объяснений поведения, «обычные» люди излагают упрощенные взгляды на те же события (39, с.33.).

В настоящее время уже существуют не только французская, но также швейцарская и английская школы социальных представлений, у концепции немало последователей в других странах Европы.

В определенной степени можно говорить и о зарождении такой школы в России. В рамках отечественной психологии феномен социальных представлений изучали Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.В. Петровский, и др. В 1997 г. вышла коллективная монография под редакцией К. Абульхановой и А. Брушлинского «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики», где концепция С.Московичи служит фактически основой исследовательской программы, квалифицируется как практичная, конструктивная, методы – «сверхнадежные и годами отработанные» (23, с.51.).

Таким образом, социальные представления, будучи выработанными посредством интрагруппового взаимодействия и коммуникации, являются своего рода "теориями" или "способами мышления". Представления могут быть также определены как ментальные конструкции, имеющие когнитивную, символическую, образную и аффективную нагрузку, как знания, аттитюды, верования в отношении того или иного объекта. Причем объектом представления могут быть как объекты, события и явления, так и группы.

Похожие публикации: