Определение внимания

Страница 1

Внимание –

важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в его повседневной жизни – в быту, общении, спорте.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрении которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм, и наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый элемент, и отдельно от них, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящей через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к различным видам деятельности, в которые включен человек. Это – наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрении, т. е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическим данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания модно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, проекционные зоны, каких конкретных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная информация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного поведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания – клетки – детекторы новизны - можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание является все же особенным феноменом, несводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состояние психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Условия возникновения стресса
При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом - происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последс ...

Причины нарушения здоровья профессионала
Развитие, творчество и осознание смыла жизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцы чувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотят заниматься профессиональной деятельностью до с ...

Что такое адаптация
Адаптация –это эффективное взаимодействие организма со средой или способность к гибким перестройкам и трансформации деятельности при изменении условий ее реализации. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом. Псих ...