Структура и свойства внимания

Страница 3

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Под нарушениями внимания понимают "патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители".

Причины нарушений могут быть "внешними" и "внутренними". "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения с окружающими.

Виды нарушений внимания:

1. Отвлекаемость;

2. рассеянность;

3. подвижность (чрезмерная);

4. инертность;

5. сужение объема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать только небольшое число объектов;

6. неустойчивость внимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания);

7. большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за действия, которыми в данный момент занят человек. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания:

1. Неполная нагрузка;

2. недостаточно сформированы волевые качества;

3. сформированная привычка быть невнимательным. Привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, в поверхностном отношении к предметам и явлениям;

4. повышенная утомляемость;

5. плохое текущее самочувствие;

6. наличие некомпенсированной психотравмы;

7. монотонная, неинтересная деятельность;

8. быстрый или слишком медленный темп деятельности;

9. наличие резких посторонних раздражителей.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Психолого-педагогическая характеристика детей ЗПР
Целенаправленное систематическое дошкольное воспитание и обучение имеет важнейшее значение для развития психики ребенка и последующего успешного обучения в школе. Полноценное усвоение детьми школьной программы во многом обусловлено уровне ...

Развитие личности
Одна из предпосылок создания психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психо ...

Особенности работы творческой личности с информацией
Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, ка ...