Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа-Я»

Статьи по психологии » Формирование "Образа-Я" и проблема социальной идентичности в подростковом возрасте » Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа-Я»

Страница 5

8) Формирование жизненной философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Выделяются следующие тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:

1) Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания;

2) В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой;

3) Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения;

4) Стремление к общению в группе сверстников вызывает у подростка желание включиться в систему взаимоотношений, занять в ней определенной место.

Возникает обобщенное представление о человеке и других людях, что является главным источником образования отношений к себе как личности[10; с. 279].

На этой основе, через осознание правил взаимоотношений, подросток овладевает собственными достижениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. В случаях резкой смены критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников у молодых людей могут возникнуть значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области отношения к себе. Происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя. Это выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а так же чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

Итак, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Подростковый возраст, несмотря на свою сложность и противоречивость, отличается множеством положительных факторов. У подростков возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности. Главное, данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Факторы выбора профессии
К факторам выбора профессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [5, с.247]: 1. Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос ...

В чем состоят два философских понимания психики
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности и управления своим поведением. Психика - субъективный внутренний мир человека, о ...

Невротические расстройства
Невротические расстройства (неврозы) – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения ...