Психологическое пространство человека весьма неоднородно, это делает целостность его Я неустойчивой, восприятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку.
Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими. Я уже назвала его отношением дружбы.
У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я - он чувствует, переживает возможность этого как направленность течения жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни, ее глобальную противоречивость - наличие в жизни смерти.
Источником такой силы, такой энергии становится друг -другой человек, который своим присутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции Я.
Кроме проблемы независимого существования своего Я -целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге, в юношеском возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.
Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
[1] Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология М 1996
[2] Л. С. Выготский, Избранные произведения. 1984, т. 4, с. 247
[3] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии 1971.№4. с 14
[4] Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология М 1996
Похожие публикации:
Психологическая характеристика общения
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью уста ...
Взаимосвязь личностных интересов убеждаемого и результата убеждения
Открытые вопросы можно подразделить на «вопросы к желаниям» и «вопросы к проблемам». Первые нацелены на актуализацию того, что хочет человек, вторые направляют его в проблемную область, которую необходимо разрешить, чтобы удовлетворить же ...
Идеалистическое учение Сократа и Платона
Сократ: познай самого себя
. Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его ...
Навигация