Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе

Статьи по психологии » Индивидуальные характеристики асимметрии полушарий » Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе

Страница 1

Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду "присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии"[4; 112]. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого, смешанного, левого. Первый — сочетание только правых, второй — левых, правых асимметрий и симметрии, третий — только левых асимметрий органов движений и чувств. Но реальная действительность сложнее. Для большинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения (прицельная способность), слуха (восприятие дихотически предъявляемых слов) и преобладание левых частей органов осязания, обоняния, вкуса; левое ухо преобладает в восприятии музыкальных звуков; левое полушарие мозга доминирует в функциях обеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этот наиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовало бы обозначить как смешанный. Но он пока продолжает обозначаться как правый на основании того, что для таких лиц характерны правые асимметрии органов движений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии того человека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органов сочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Например, праворукость сочетается с левой асимметрией слуха в восприятии речевых стимулов. Левый профиль должен бы быть противоположным правому во всем, но он, как отмечают Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, едва ли существует в человеческой популяции среди здоровых лиц [4; 124].

Учёными исследовался процесс развития асимметрии в онтогенезе.

Уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляется чаще правой ножкой В первые недели после рождения преобладают повороты головы вправо. У 65 % младенцев голова, установленная в положении прямо, поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость; у 15 % преобладают повороты головы влево, у остальных не отмечается преобладания [ 1; 62].

В литературе есть указания на ранние проявления сенсорных асимметрий. У новорожденных и младенцев (5 нед.) в ответ на звуки отмечена большая активация левого, а в ответ на вспышки света — правого полушария мозга. Вызванные потенциалы на шум и музыкальные звуки выражены больше в правой гемисфере мозга. [ Активность правых конечностей (особенно руки) у младенцев ( 26–33 нед.) уменьшалась при речевых воздействиях больше, чем при музыкальных. При звучании музыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у них преобладает левое ухо [1; 67].

При дихотическом предъявлении числительных, одиночных пар слов дети 5, 7, 9 и 1? лет начинали воспроизводить те из них, которые были предъявлены на правое ухо. С возрастом достоверно увеличивается преобладание правого уха по числу правильно воспроизводимых стимулов, а левое ухо преобладает в восприятии бытовых звуков только у детей 11 лет. При сравнении детей 7–11 лет (здоровых и глухих) оказалось меньше праворуких среди детей с глухотой, большинство их одинаково хорошо владело правой и левой рукой [ 1; 78].

Исследовав у детей 6–7 и 11–13 лет вызванные потенциалы при тахистоскопическом предъявлении 4 контурных изображений, имеющих черты сходства, Д. А. Фарбер и Т. Г. Бетелева заключили, что два разных типа опознания, присущих здоровому человеку, формируются в онтогенезе неодновременно: «свойственные правому полушарию механизмы полного структурного опознания изображений формируются в период от момента рождения до 5–6 -летнего возраста. Классификационный способ опознания изображений, реализуемый в левом полушарии взрослого человека, формируется в течение онтогенеза значительно более длительное время» — в возрасте 14–16 лет [4; 128].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош ...

Возрастная периодизация Эльконина Д.Б
Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития ...

Классический бихевиоризм Д. Уотсона
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей нап ...