Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.
По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальности.
Противодействие реальности – при этом типе взаимодействия человек убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и нужно активно бороться. Он пытается изменить ненавистный ему мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям.
Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая к соблюдению норм и правил, нарушаемым девиантом.
Такой тип взаимодействия встречается в основном при делинквентном и/или криминальном поведении.
Болезненное противостояние реальности -
при таком типе взаимодействия человек в силу патологических изменений психики однозначно воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое. Такой человек вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с миром. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид даже не представляет другого мира, кроме как враждебного. Встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.
Уход от реальности –
данный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к миру, и предпочитает отрешиться от мира, считая себя неспособным приспособиться к его реалиям.
Аддиктивное поведение, и в особенности, злоупотребление психоактивными веществами являются ярким примером такого способа «приспособиться к миру». Также один из быстро набирающих популярность способов – это компьютерные игры, а в особенности так называемые MMORPG. Такой способ самореализоваться частично перекликается со следующим, а именно игнорированием реальности.
Отличие заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным человек может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом. Например, программисты могут часами проводить время за компьютером и при этом быть нормально адаптированы к реальности, так же, как и профессиональные игроки в компьютерные игры.
Такой способ встречается нечасто, и представляет собой вариант нормы.
Наиболее предпочитаемым способ является приспособление к реальности. Гармонично развитый человек в большинстве случаев находит себя в мире, и такой способ наиболее поощряется обществом. Для такого человека важно самореализоваться именно в обществе реальных людей, быть признанным обществом и устойчиво стоять на ногах.
Итак, девиантное поведение определяется способом взаимодействия с реальностью.
Какие же его типы выделяет психология?
Менделевич(2003) предлагает классификацию отклоняющегося поведения по виду нарушаемых человеком норм.
Он выделяет пять типов девиантного поведения:
Аддиктивный тип –
люди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).
В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.
Похожие публикации:
Основные
формы мышления
Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия [11].
Общими понятиями называют те, которые охваты ...
Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в
образовательном процессе
Поскольку Я-концепция является прижизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательных представлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказывается в наборе самооценок) и поступковых ( ...
Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношен ...
Навигация