Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Статьи по психологии » Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

На протяжении всей истории психологии проблема предсказания и выявления причин поведения индивида всегда была актуальной. Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексный характер. С одной стороны его актуальность обусловлена необходимостью объяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапе экономических преобразований, потребностью осмысления новых моделей поведения и типов идентификации личности.

С другой стороны проблема выбора жизненной стратегии приобретает особую значимость для студенческого возраста, поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации, а также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути. Данная проблема особо остро встает именно в период ранней юности. Выбранная в данном возрасте стратегия впоследствие становится доминирующей, жизнеопределяющей (К. Хорни, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова). Поэтому к проблеме ее выбора необходимо отнестись с должным вниманием, потому что зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека, соответственно его психологическое здоровье и уровень удовлетворенности жизнью.

На наш взгляд, проблема стратегий жизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявления ее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именно в них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ее формирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).

В определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Данные исследования в отечественной литературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым, известными своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

Важность изучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежными и отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервые заговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживания в отечественной психологии писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности (Выготский Л.С., 1934). Позже С.Л.Рубинштейн назвал переживание "клеточкой внутренней жизни". Ф.Е. Василюк продолжил изучение феномена "переживания", создал теорию переживания как основу психотерапевтической работы со взрослыми людьми в критических жизненных ситуациях. Согласно его концепции, переживание - это деятельность, имеющая целью решать жизненные проблемы человека (Василюк Ф.Е., 1989).

Термин "воспоминание-переживание" вводится в данном исследовании с целью разделить перцептивные воспоминания, воспоминания-образы, которые не несут никакого эмоционального знака (нейтральные воспоминания) и воспоминания, в которых помимо перцептивной картины существует эмоциональный знак переживания.

К сожалению, именно проблеме связи исследуемых характеристик не уделялось должного внимания. Исходя из вышесказанного, исследование отражения конструктов ранних воспоминаний в жизненных стратегиях личности представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление. Целью

исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование взаимосвязи конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями.

Похожие публикации:

Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процесс ...

Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мими ...

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга "Очерки по теории восприятия" (1862). В эт ...