Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

Статьи по психологии » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? – одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.

Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания.

Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.

Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми. К их числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков.

Похожие публикации:

Выводы
1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе. 2) Становление Я-концепции ...

Проблема педагогического мастерства
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента дл ...

Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа. В основу формир ...