Факторы выбора профессии

Определение профессии » Факторы выбора профессии

К факторам выбора профессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [5, с.247]:

1. Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.)

2. Позиция товарищей, подруг. ( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.)

3. Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.)

4. Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.)

5. Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности).

6. Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.)

7. Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)

8. Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)

Профессия должна быть:

· престижной;

· хорошо оплачиваемой;

· интересной;

· с хорошими условиями труда;

· чтобы её легко было приобрести;

· соответствовать желанию родителей;

· востребована на рынке труда.

На первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация в стране, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом.

Следовательно, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства вообще на последнее место. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важных моментов, учитывая в процессе профессионального выбора.

Выбор профессии – это уравнение с несколькими неизвестными.

Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.

Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания.

МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность.

И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.

В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.

Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности человеку будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили заработную плату, а это значит, что надо найти работу поинтереснее, чтобы потом не было обидно за зря потраченное время. Но всё как раз наоборот: чем более интересны обществу профессия человека и его умения, тем больше он будет получать денег.

Похожие публикации:

Правила подстройки
Чтобы ваша подстройка к партнеру оказалась эффективной, вам помогут следующие правила: "Эхо", "Настроение", "Комфорт", "Логика", "Отстройка от ненужного". Подробнее: · Эхо Подстройка (по ...

Содержание бессознательного
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практическ ...

Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковая агрессивность
Агрессивность – "враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру".[9] Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также опр ...