Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности

Статьи по психологии » Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности » Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности

Страница 1

Самоактуализирующаяся личность постоянно стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть. Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом[6, С.24].

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, как уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противоположность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям [21,С.189]:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумьям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются, прежде всего, внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются: законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системы невербального поведения человека
Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устой ...

Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта
Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался ...

Логотерапия
Основателем логотерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам ...