Этапы развития психологической науки

Статьи по психологии » Основные понятия психологии » Этапы развития психологической науки

Страница 2

Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».

Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.

из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значительной частью души, в которой заключена идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции ( в христианской трактовке-исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.

С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. психология стала развиваться как наука о сознании. Р Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом. Это противоречивое дуалистической учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической модели. Декарт заложил основы детерменисткой (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в 2сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю-значит, я существую» стала основой постулата. Утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, -это его собственное сознание. Существование такового-главный и безусловный факт; основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.

Декарт предложил идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения или «внутреннего зрения», поскольку душа всегда мыслит и всегда знает о своих «психических содержаниях, зримых изнутри» В дальнейшем этот метод стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических «объектов»-образов, умственных действий, волевых актов и других переживаний), а декартову концепцию сознания-интроспективной.

С опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. На различных участках экспериментальной работы. К 60-м гг. 19 века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология».

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Специфика ролевых компьютерных игр
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отлич ...

Психологические проблемы руководства
Рассмотренные стили руководства отражают стратегию налаживания взаимоотношений с подчиненными, общую линию поведения руководителя. В рамках избранной стратегии повседневная деятельность руководящего лица разбивается на множество относител ...

Виды имиджформирующей информации
Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении). По характеру получения другими людьми выд ...